Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Про монахов и их роль в христианстве

Возникшее в 16 веке лютеранство внесло в христианство среди прочих  важную новеллу: отсутствие монашества.
И это при том, что  монашество как таковое возникает  вместе с христианством , и первоначально  называлось отшельничеством.
 Целью монашества было спасение собственной души от всяких соблазнов, которые окружают человека в миру, и соответствующее служение богу, которое выражается главным образом в молитвах и всяких духовных подвигах.
 Конечно, монастыри вели и хозяйственную жизнь, но  создавались-то они вовсе не для нее.
Таким образом, монах и выглядел именно как отшельник; "коллективный отшельник" в лице  монастыря  часто устанавливал такой внутренний  жесткий устав, который мало отличался от казаменно-военного.
А вот у протестантов - уже не то.
 Убегать от соблазнов  никуда не надо. Соблазны, и всякие грехи можно победить, и ради этой победы надо обращаться к обработке личности  верующего, дабы тот  вел праведную жизнь не из-за того, что его к этому вынуждают силовым или псевдосиловым воздействием, а исходя из понятых им и осознанных интересов.
  Главным становится соблюдение заповедей, с ежедневной борьбой с соблазнами, которая идет рука об руку с религиозным же самообразованием.
 Жизнь преподносит самые разнообразные комбинации  порой непонятных явлений, и в этом случае от них надо не убегать, но правильно понять, и правильно же отрегировать на них.

А.Т.Болотов как православный протестант

Андрей Тимифеевич Болотов - одна из редких в русской культуре личностей по своей уравновешенности, рациональности, деловитости.
Понятно, что в основе этого -характер, но из записок Андрея Тимофеевича хорошо видно, что эти качества он в себе сознательно культивировал, опираясь вовсе не на отечественные образцы.
По собственным словам Болотова, всему лучшему в себе он обязан немецкому влиянию. В детстве Болотов около года провёл в немецкой семье в Курляндии, и вот как он это время вспоминает: "В сем-то месте и в сие-то время впечатлелись в меня первейшия склонности к наукам, искусствам и художествам, продолжавшияся потом во всю мою жизнь и производившия мне толь безчисленные и приятные часы и минуты в жизни. Всему хорошему, что есть во мне, начало положилось тут..."
Позднее были четыре года службы в Кёнигсберге, с которым Андрей Тимофеевич прощался такими прочувствованными словами: "Прости, милый и любезный град...Ты был мне полезен в моей жизни; ты подарил меня сокровищами безценными; в стенах твоих сделался я человеком и спознал самого себя, спознал мир и все главнейшее в нем; а что всего важнее, спознал Творца моего, Его святой закон и стезю, ведущую к счастию и блаженству истинному. Ты возвел меня на сей путь священный и успел уже дать почувствовать мне все приятности онаго".
Что имеет в виду Болотов? Именно в Кёнигсберге под влиянием чтения немецкой духовной литературы и лекций в местном университете он стал сознательно религиозным человеком, при этом оставшись православным! Андрей Тимофеевич поясняет, что православной литературы для образованных людей в России 40-50-х годов XVIII века просто не было: "...у нас не было еще тогда никаких хороших духовных и таких книг, которыя бы могли меня познакомить короче с первейшими истинами христианскаго закона... все знание мое было не только темно и весьма еще несовершенно, но и основано, как я после увидел, на весьма еще слабых и таких основаниях, которыя всего легче могли поколеблемы быть. Словом, я знал о законе не более, как сколько знает большая часть из наилучших и усерднейших к вере наших тогдашних, а, к сожалению, и нынешних множайших соотечественников".
И судя по итогам жизни Болотова, эта протестантская прививка оказалась ему весьма полезной.

Обол Фарнабаза

Кроме танковой модели, за этот месяц приобрел недорогой, но достаточно занимательный обол- серебрянную монету классического периода античной истории.


Обол совсем маленький, фактически это "чешуйка", весит всего 0,6 грамма.
Отчеканен в киликийском Тарсе во времена знаменитого сатрапа Фарнабаз, в 380-373 годах до рождества Христова.
Ссылки - SNG BN 257.

На аверсе мы можем видеть явно греческий профиль в аттическом шлеме ( эллинское влияние). Чей это профиль , какого бога или героя - предположить невозможно. Не исключено, что это Арес; может, это идеализированное изображение самого Фарнабаза ? Как знать ...
Никакой легенды на монете нет.
Зато реверс имеет вполне традиционное финикийское влияние - на нем Ваал в царственной сидящей позе.

Про свободу слова и социалистические партии ( по wyradhe)

Дозволялись ли на территории анархо-синдикалистской Каталонии времен ГВ в Испании монархические, правые и клерикальные газеты при условии, что они не выступали против Республики и в поддержку Франко? У меня сложилось впечатление, что нет.

Этот вопрос вот к чему. Скажем, на территории Деникина и Колчака их режимы - посреди гражданской войны - разрешали деятельность социалистических партий и издание социалистических газет при условии, что те не будут агитировать против данного режима и одобрять и поддерживать советскую власть / большевиков.

А вот мирные демократические социалисты в России после февраля 1917, сколько я знаю, запретили монархические издания и партии ( https://www.google.ru/search?newwindow=1&biw=1366&bih=592&tbm=bks&ei=Yw2UW68yxf6zAcWPgsgO&q=+%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B9+%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82+1917&oq=+%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B9+%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82+1917&gs_l=psy-ab.3...19965.23415.0.23848.12.12.0.0.0.0.56.553.12.12.0....0...1c.1.64.psy-ab..0.0.0....0.Z0KDXLYGbEU ). Независимо от того, собирались они выступать с призывами незаконных действий против Временного пр-ва, или, скажем, просто стали бы агитировать за то, чтобы Учредительное собрание учредило клерикальную самодержавную монархию и пр.


В связи с этим у меня еще один вопрос: кто знает, какие стоящие у власти социалисты и анархисты обеспечивали свободу антисоциалистической, правой, клерикалистской прессы ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ случаев правления парламентских социалистич. и анарх. партий в рамках т.н. конкурентной либерально-буржуазной парламентской демократии с политич. свободами в капиталистических обществах (*)?

(*) - такие случаи ни о чем не говорят, так как тут социалисты и анархисты не имеют свободы рук, играют не по своим правилам, а по сложившимся еще до них буржуазно-либеральным правилам - и не имеют силы и возможности эти правила поменять, независимо от того, имеют ли они такое желание, или и желания такого у них нет).

Вот что было во времена Парижской Коммуны: Советская "Всемирная История"-  "Существенной ошибкой Коммуны была и недооценка ее деятелями необходимости беспощадной борьбы с врагами революции, с контрреволюционной агитацией в печати, со шпионажем и диверсиями. Коммуна запретила около 30 реакционных газет, но их типографии не были опечатаны, и некоторые запрещенные газеты продолжали выходить под другими названиями". ( http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000152/st003.shtml )

Там еще дальше дивно: " Чтобы приостановить массовые расстрелы пленных версальцами, Коммуна издала 5 апреля декрет о заложниках, на основе которого было арестовано более 200 реакционеров. Но в условиях гражданской войны эти меры были недостаточны."

Там не только их арестовали, но и расстреливали. Речь идет о расстреле версальцами после начала боев (Коммуна начала наступление) захваченных ими вооруженных сражающихся из добровольческих военных формирований Коммуны (как иллегальных боевиков, а не законных комбатантов). После этого все люди, уличенные или сильно подозреваемые в cговоре с версальцами, и все пленные версальцы были объявлены заложниками, и за каждого нового расстрелянного версальцами положено было расстреливать по три таких заложника.
На практике, с одной стороны, хватали в заложники вовсе не за сговор с версальцами, а просто за вероятное им сочувствие, а с другой, угрозу не выполняли и боялись убивать заложников реально (тем более, что и в самой Коммуне не все были за).

Но уж когда Коммуна терпела полное поражение и гибла, они, чтобы хлопнуть дверью, расстреляли в несколько приемов 64 заложника. Надо сказать, что версальцы с ними не церемонились, гарантий пленения не давали, расстреливали много как незаконных комбатантов, и если бы они в ответ расстреливали только пленяемых версальцев, то это еще отвечало бы военному праву для войн законных комбатантов - конвенций, твердо запрещающих расстрелы пленных независимо от поведения противника, еще не было, а обычаи войны очень настойчиво рекомендовали, почти требовали, не расстреливать пленных даже в ответ на такие расстрелы со стороны противника, но допускали все же, сколько помню, подобные расстрелы - в каких-то особо чрезв. случаях, не рекомендуя это и в них . Однако люди Коммуны расстреляли в числе заложников и много людей, не состоявших в верс. силах, в том числе ряд людей из духовенства.

В свою очередь, вопрос этот связан вот с чем. Фактом, стоящим вне всяких вопросов, является то, что, скажем, во Франции свободы слова давно нет, как нет ее и в Турции, Саудовской Аравии и др. (Это "КАК И" не означает, что обратная свободе слова репрессивная ситуация всюду там _одинаково_ масштабна по охвату запретов и сурова по наказаниям. В одних случаях запретов больше, кары суровее, в других - меньше). Во Франции действует идеократическая государственная догматическая религия со скрепами, основами и репрессиями за хуление и умаление этих скреп и основ. Там, где суд (как во Франции) выносит в соответствии с законом приговоры за отрицание Холокоста, или за фразу "газовые камеры - деталь Второй Мировой", или за фразу "Я себя чувствую каким-то Шарли Кулибали", никакой политической свободы слова нет по определению - и какие бы массы образованцев и агитпропов ни объясняли, что это такая высшая форма свободы слова, это ничего не меняет и никого не должно удивлять (а кто от них так уж ждал чего хорошего и правдивого, кто эти тувимовские Янеки с преувеличенными ожиданиями?). Есть страны с госрелигией, где запрещено хулить Мухаммеда и отрицать боговдухновенность Корана, есть страны с госрелигией, где запрещено хулить и очернять туречество (тюркюм), турецкие воор. силы и пр., есть страны с госрелигией, где запрещено критически отзываться о священной особе государя или отрицать гениальность Сталина, а есть - где запрещено отрицать Холокост или говорить нечто недостаточно почтительное в адрес того, что возведено в святыню данной госрелигией. Набор запретов в каждом случае свой, суровость кар, причитающихся за их нарушение - тоже, они могут очень различаться по охвату и силе донимания (как грандиозно различались по этим критериям состояния советской репрессивной госрелигии в 1950 и 1970 гг.), но все это не меняет того, что политич. свободы слова нет тут ни в одном случае, а репрессивная идеократия есть во всех этих случаях. Святой Холокост, Святой Тюркюм, Святой Король, хоть Святой Амбулаторий - разницы никакой.

Отличительная и забавно-трогательная подробность нынешней французской репрессивной догматич. госрелигии с подавлением полит. свободы слова состоит в том, что в число ее догм входит догма о том, что такой религии в стране нет, а свобода слова в стране есть (оспаривание этой догмы не карается). Это нечто новое, потому что прежние репрессивные госрелигии, не допускающие политич. свободы слова, так это и признавали; и даже Советская госрелигия признавала, что _буржуазной свободы слова_ в СССР нет, а есть особая, новая, которая всем этим запретам не противоречит. А вот нынешняя франц. госрелигия, отменившая свободу слова, включает в качестве постулатов то, что она сама собой (репрессивной госрелигией) не является и свободу слова не отменила, а, напротив, почитает за святыню и обеспечивает. Это, несомненно, новое слово в степени иррациональности и absurdum'ности в догм. религиях.

Между тем ключевым моментом в утверждении этой госрелигии был закон Гайссо 1990 г. ( https://en.wikipedia.org/wiki/Gayssot_Act , https://fr.wikipedia.org/wiki/Loi_Gayssot ). Сам Гайссо - французский коммунист. За этот закон выступали прежде всего именно франц. левые, справа ему было большое сопротивление, как нарушающему свободу выражения мнений и взглядов (см. по второй ссылке). Провели его именно в правление социалистов. Единственная фр. партия, требующая отмены этого закона и открыто осуждающая его - Национальный Фронт.

В связи с этим у меня и возник вопрос - с Францией-то все ясно, а вот насколько часто _левые_ реально дружат с политич. свободой слова - не в их собственной риторике и фразе, не в те времена, когда они в оппозиции или подполье, не тогда, когда они - волей ли, неволей - играют по правилам буржуазно-либеральной демократии, придуманным до них и их противниками, - а на самом деле? Во Франции, как видим, они и эти правила ухитрились изменить в сторону, уничтожившую свободу слова в пользу идеократической репрессивной госрелигии.

Так что там с Каталонией и другими местами?

Холмогоров про церковный раскол

Сразу предупреждаю, что  я  солидаризуюсь с Егором Холмогоровым по тем вопросам, которых он коснулся в своем интервью.

- Что произошло между Русской православной церковью и Константинопольским патриархатом, каковы причины и какие это будет иметь последствия, если коротко?

- Если коротко, то на сегодняшний момент ситуация такова, что Констатинопольский патриархат попросту ушел в филаретовский раскол. Они без всяких условий, без покаяния, приняли в общение бывшего митрополита, а ныне не только лишенного звания, но и отлученного от Церкви Михаила Денисенко, «лжепатриарха Киевского», создателя одного из самых токсичных расколов за всю историю Церкви, по сути – учредителя «атеизма восточного обряда» с культом героев АТО и прочего.

Константинопольский патриархат не просто взял на себя смелость отменить все наложенные архиерейским собором Русской Православной Церкви прещения и анафемы (чего он делать не имеет права). Денисенко объявлен всегда находившимся в Церкви, все таинства его сборища действительными. Получается, что все эти 25 лет Денисенко был в Церкви, а не только РПЦ, но и сам патриарх Варфоломей, признававший его раскольниками, видимо в Церкви не были. Никто не ожидал, что фанариоты (так зовут греков, заведующих КП-патриархатом) со всего размаху прыгнут в лужу филаретовщины, но они это сделали. Видимо, очень сильно давят американцы. Поскольку по 10 правилу святых апостолов помолившийся с отлученным даже в доме сам будет отлучен, то принявшие в общение Денисенко представители Константинопольского патриархата сами стали раскольниками и видимо отпали от Церкви. По сути мы имеем дело с «фанарским расколом».

На этом фоне спекуляция антиквариатом вроде попытки отменить передачу Константинополем Киевской митрополии Московскому патриархату, произошедшую в 1686 году – это уже прямо мелочь, поскольку раскольники ничего отменять не могут в любом случае, все их церковные действия ничтожны.

Collapse )

Россия, которую мы потеряли

Оригинал взят у macos в Россия, которую мы потеряли


Сейчас покажу вам то, от чего волосы встанут дыбом. Среди бесконечно унылых и однообразных русских деревень стоят никому не нужные памятники истории. Драгоценности валяются под ногами, но их не замечают, топчут, а то и просто гадят, используя как туалет.

В одной только Тверской области - сотни заброшенных церквей. Добротные каменные строения, лучшие в этих убитых деревнях, стоят и гниют под вечными дождями.

В 1930-е религию объявили вне закона. В городах церкви взрывали, в сёлах переделали в коровники. У глубоко религиозного народа вырезали самую суть, и звали строить новый мир.

Когда ветер снова переменился, люди перестали верить в коммунизм, теперь уже колхозы стали не нужны.

Среди умирающих деревень стоят руины величественных соборов, место которым на площади имперского Петербурга, а не тверской глуши. А где-то и след людей простыл, одни леса да болота. И лишь обглоданный скелет церкви напоминает о былом.

Этим летом я проехал по богом забытым местам и ужаснулся масштабу катастрофы.

Collapse )

Реализм. Печи затопили.

Сочетание одноэтажной деревянной, русть и бедноватой и не слишком аккуратной застройки с доминирующим над местностью православным храмом - просто отрадаа для моего эстетического восприятия.


Как советская власть разоблачила православных священников- пособников фашистов.

Жили в Киеве два приятеля. Оба православных священника.
Один - протоиерей Александр Глаголев. Очень образованный. Профессор кафедры библейской археологии и древнееврейского языка Киевской Духовной академии. Считался одним из лучших ученых- ветхозаветников и специалистов по древнему еврейству. Автор многих трудов, знал 18 языков.
Подготовил научную экспертизу к делу Бейлиса, где доказывал, почему евреи не могли совершать ритуальное убийство.
В немалой степени благодаря экспертизам Глаголева, а также экспертов защиты – видных гебраистов-семитологов академика П. К. Коковцова, профессоров П. В. Тихомирова и И.Г. Троицкого – Бейлис был оправдан. Выступавший тогда свидетелем на процессе главный раввин Москвы Яков Мазе отметил, что согласен “по всем вопросам” с учеными, а адвокат Бейлиса Оскар Грузенберг заявил, что "говорил себе с гордостью — какое счастье, что среди православных священников, среди православных учёных не было ни одного, по крайней мере здесь на суде, который явился бы и своим именем священника или своим именем православного христианина или русского учёного, поддержал бы эти ужасные, мучительные сказки, этот кровавый навет: это счастье — ни одного не было... И в эти дни, когда многие испытывают те же страдания, что и я, пускай они знают, пускай они помнят, пускай они передадут своим детям, что Православная Церковь относится к евреям милостиво, что Православная Церковь знает об их законах, и ничего дурного в них не нашла, ничем не оскорбила, ничем не задела их религии. Это великое утешение гг. присяжные заседатели, и я горд, что могу высказать это христианам, могу сказать, что среди всего, что пережито мною, это был единственный светлый луч, единственная минута счастья".
Другой - протоиерей Михаил Едлинский. Он не занимался наукой, полностью посвятив жизнь церковному служению. Заботился о бедняках, напутствовал умиравших, боролся с пьянством, построил детский сад и приют. Как говорили, по его молитвам исцелялись. Советскую власть открыто называл "антихристовой" и "богоборческой".
Обоих очень почитали. Однажды это сыграло спасительную роль. Когда в 1905 году разъяренная чернь двинулась с Крещатика по Александровской улице к Контрактовой площади, к еврейским лавчонкам, чтобы устроить кровавый погром, ей навстречу двинулся небольшой крестный ход с хоругвями в руках и пением "Святый Боже...". Его возглавляли в полном облачении Александр Глаголев и Михаил Едлинский. Погромщики остановились. Священники потребовали прекратить злое, нехристианское дело. Кто-то поскидывал шапки, толпа поредела и разошлась.
Протоиерей Александр Глаголев был арестован 20 октября 1937 г. по обвинению в членстве в «фашистской организации церковников». Допрашивался 18 раз, его пытали. Он умер в тюрьме 25 ноября 1937 года.
Протоиерей Михаил Едлинский был арестован на следующий лень, 21 октября, по обвинению в "участии в контрреволюционной организации церковников-тихоновцев, подготавливающей восстание в случае войны с Германией". Его тоже пытали. Был расстрелян 17 ноября 1937 года.
Оба похоронены в общей могиле на Лукьяновском кладбище. Как шли вдвоем против погромщиков, так и лежат вместе.
Добавим только, что сын протоиерея Александра Глаголева, протоиерей Алексей Глаголев, и его близкие спасали евреев во время войны. Он остался на Подоле вместе с укрываемыми им людьми, несмотря на требование немецких властей ко всем жителям покинуть эту часть Киева. Осенью 1943 был задержан немецкими властями, дважды избит и вместе с сыном отправлен в Германию, но сумел бежать. Последствия избиений привели к его преждевременной смерти.
В 1992 году Яд-Вашем присвоил всей семье протоиерея Алексея Глаголева – ему, жене, дочери и сыну – звание Праведников народов мира.