Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Category:

Про советскую детскую пропаганду ( по Холмогорову)

В тему дискурсоведения советской пропаганистской штамповки сознания.

"По окончании гражданской войны молодому советскому государству достались: мелеющая река, жалкие остатки флота, разрушенное портовое хозяйство..."
Величайшие реки мира. М. Детлит, 1968.


ДОСТАЛИСЬ...

P.S. Оттуда же:

"Воспетый народами Украины течет на юг Днепр".

Народами.

Украины.

"Ныне вместо бурлаков, крючников, грузчиков на причалах портов работают краны, грейферы, автопогрузчики"

Товарищ Куйбышев изобрел грейфер.
(По факту Волга опережала по механизации большинство водных бассейнов мира и уже в начале 1870-х бурлачество на ней почти исчезло, картина Репина в момент написания уже была клеветой).

"Веками бесполезно растрачивала могучая река свою богатырскую силу, попусту сбрасывая в море огромную массу вод, собранных ею на бескрайних просторах нашей страны. А между тем она давно бы могла приносить пользу людям".

Вы просто вдумайтесь в подбор слов, образов и философию, которая стоит за этим пассажем.

Волга не приносила пользу людям.

Сбрасывала воду попусту.

А давно могла бы. Еще неандертальский инженер Шарри Ков предлагал создать каскад ГЭС, но его предложения были отвергнуты мракобесами-сапиенсами.

Дальше круче.

"Считалось, что Волгу покорить невозможно. Особенно возражали против этого церковники. Вмешательство в естественную жизнь реки они считали кощунством. В песне времен наших дедов говорилось:

Не заставить солнце красное
Не заставить месяц на небе
не заставить Волгу матушку
Изменить своё течение,
Что Всевышним предуказано.

Так продолжалось много лет, пока советские люди не заставили реку подчиниться".


И видимо в наказание церковникам за торможение прогресса по пути Большой Волги позатапливали монастыри, повзрывали церкви, поуничтожали города. Не стой на пути у новой смерти.

Интересно, что то же самое можно было написать совершенно иначе: "Столетиями Волга служила важнейшей транспортной артерией - собиравшей Русь, снабжавшей южным хлебом и каспийской нефтью северные порты, служила для русского человека матушкой-кормилицей. Однако энергетический потенциал реки не мог быть в должной степени использован в старину - перепад равнинной реки на все её 3 с лишним тысячи километров всего 256 метров. Понаставить на ней водяных мельниц как на малых реках было нельзя. Но вот пришел век электричества и открыл перед Волгой новые энергетические перспективы. Человек запер реку плотинами, завращались сотни новейших гидротурбин, растеклись по Русской равнине величественые пресноводные моря, решена была вековая проблема обмелений, особенно остро вставшая к концу 19 века..."

Дальше, правда, все равно следовало бы рассказать, о чудовищных экологических и культурно-исторических последствиях программы Большой Волги - затопленные города, монастыри и поймы, нарушенный биоценоз, низкая энергоэффективность, скорое устаревание самой концепции в связи с появлением АЭС и переходом основной массы грузоперевозок на железные и автомобильные дороги.

Но сформулировать можно было иначе. А этот язык вражды к русской природе, русской экосистеме, к русской церкви - этот пафос уничтожения - его не спрячеь и я лично это спокойно читать не могу.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments