А ведь на самом то деле, если припомнить, так это был огромный пласт культуры советских людей, вплоть до конца шестидесятых годов - различные театральные кружки в школах, Домах культуры, ВУЗах и заводах ! И ведь люди вполне искренее, ничуть не из-под палки или там формально, кружки эти посещали, увлеченно осваивали роли и учавствовали в постановках ! Была какая-то массовая тяга к сценической самореализации, и если посмотреть - то практически вся советская плеяда актеров вышла из этой послевоенной сталинской шинели: тогда и Никулин начинает в своей студии клоунады при Мосцирке, и Вицин ( открываешь "Огонек" 1948 года - так вот вам пожалуйста, Г.Вицин в роли Поднебеско в пьесе " Счастье" театра Ермоловой), тут вам и Моргунов со своим письмом Сталину в 1943 году- фрезеровщик просит посодействовать при поступлении в театральное училище ! - что ж, вождь посодействовал... А целый цветник дарований в " Молодой гвардии" 1948 года ? Тут и Тихонов, и Макарова,и Гурзо, и совсем юная Мордюкова, Лучко, Бондарчук, тот же Моргунов, Шагалова, Юматов...
Увы, потом все сошло на нет: уже в 70-е тяга к сцене умирает, старая школа еще сверкает талантами, но... Общественный идеал сдвигается в сторону признания от реализации в области изящного искусства к признанию в области жульнического потребления, центром общего признания становится вороватое жулье, а темой для разговоров - вовсе не новые премьеры, а скулеж о том, что колбаса на витринах недостаточно разнообразна.
Под этим гнетом ломаются даже таланты: тот же Крамаров, получивший небывалое признание и популярность в СССР, радостно уезжает в Америку, захлебываясь от восторга, обустраивает себе дом, с каким-то остервенением кидается в ревностные прихожане-иудаисты, но, но ... сердце обмануть не удается. Достигая кобасного изобилия - умирает талант, умирает артист - сначала именно как артист, а потом уже и обычной смертью.
Даже и сейчас, вы только посмотрите, вспомните - стоят все же же , еще сталинские, дворцы и дома культуры, давно сданные в аренду торгашам - так поверьте, в жизни этих зданий была своя молодость, был свой золотой час, когда в их стены люди стремились именно в поисках культуры, а не на распродажи или тренинги !
Увы - именно про это явление уже никто не напишет...