Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Categories:

СОБСТВЕННЫЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГАРАЖ

Оригинал взят у zavodfoto в СОБСТВЕННЫЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГАРАЖ
Оригинал взят у y4astkoviu в СОБСТВЕННЫЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГАРАЖ


В наши дни уже почти невозможно представить, что всего чуть более столетия назад люди обходились без автомобиля. Появление на рынке в 80-х гг. XIX в. первых запатентованных механических экипажей Готлиба Даймлера и Карла Бенца стало настоящих технологическим прорывом и большим шагом по пути прогресса. Несмотря на то, что на звание первоизобретателя автомобиля претендует более ста человек во многих странах мира, своим появлением самодвигатель обязан целой плеяде инженеров и механиков, изобретавших в разное время и вне зависимости друг от друга, многочисленные узлы и агрегаты, подчас без оглядки на место их конкретного применения.

Повышавшие уровень повседневного комфорта Императорского двора технические новинки чаще всего без промедлений вводились в Царскосельской резиденции в обиход. Однако говоря о ситуации с автомобилями, следует справедливо отметить, что от первого знакомства и разовых поездок императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны на механическом моторе до начала постоянного использования машин прошло без малого 10 лет.

Посещение Императором Четвертой Международной автомобильной выставки в Михайловском манеже. 1913
Министр Императорского двора В. Б. Фредерикс с 1901 г. начавший ездить на паровом экипаже французской фирмы «Serpollet», стал первым человеком в окружении Николая II, который в конце 1890-х годов приобрел для личного пользования средство передвижения на механической основе. Двор воспринял новость о причуде 63-летнего графа с нескрываемым удивлением, прошедшим сразу после покупки в 1902 г. персонального автомобиля вдовствующей императрицей Марией Федоровной.

По рассказам генерал-лейтенанта А. А. Мосолова, управляющего делами Императорского Двора в период с 1900 по 1916 г., князь Владимир Орлов был первым кто приехал в 1904 г. к Александровскому дворцу на «безумно шикарном автомобиле Delaunay-Belleville» . Он предложил Их Величествам совершить несколько поездок на моторе, которым управлял сам. На протяжении всего 1904 г. Николай II неоднократно совершал поездки на автомобиле, о чем свидетельствуют его дневниковые записи; любопытен тот факт, что в роли шофера выступал брат императора великий князь Михаил Александрович.

В 1905 г. император принимает принципиальное решение о покупке первых собственных машин и можно с уверенностью сказать, что с этого момента начинается настоящая любовь царя к своим автомобилям.

Погрузка императорского автомобиля в вагон-гараж
Автомобили прибыли в Санкт-Петербург в начале 1906 г.: французский лимузин представительского класса в кузове «фаэтон» «Delaunay-Belleville» и четыре авто немецкой марки «Mercedes» в разных типах кузова (два автомобиля – «лимузин», один – «ландоле», один – полуоткрытого типа). Эти положившие начало формированию императорского гаража машины предназначались для разных целей: приобретенный в собственность императорской семьи «Delaunay-Belleville» использовали для коротких представительских поездок, а быстроходные и уже тогда считавшиеся одними из самых надежных «Mercedes» предназначались для дальних поездок и числились как обслуживающие императорскую свиту.

Семья около гаража. Слева «Delaunnay-Belleville», справа «Mercedes» Ливадия. Фото 1914 г.
Для хранения и обслуживания купленных авто в конце 1905 – начале 1906 г. начинают строить специальное здание. Место расположения гаража было выбрано не случайно – недалеко от Собственного императорского конвоя, казарм Железнодорожного полка и в непосредственной близости от Александровского дворца.

Комплекс сооружений, построенный в стиле английского коттеджа (С. А. Данини, 1906), «модерн» (В. А. Липский, 1908) и в неоклассическом стиле (А. К. Миняев, 1913) был разбит на несколько функциональных зон: на первом этаже основного здания было несколько боксов, мастерские для царских автомобилей и каретник; здесь же размещались подсобные службы гаража.
Верхний этаж здания был жилым и предназначался для служащих гаража. Во втором здании находился гараж-резиденция начальника технической службы и личного шофера императорской семьи А. Кегресса. В третьем, построенном позже всех прочих, помещалось хранилище разросшегося автопарка. Как ни странно, все три здания за годы советской власти, войн, перестроек, внешне сохранились до наших дней практически в первозданном состоянии.

Посещение императором Риги в 1910 году. Впереди Мерседес Симплекс 26-45 лимузин 1905 года.
К концу 1906 г. в Императорском Гараже было уже семь автомобилей общей стоимостью 96 000 руб. Помимо уже упоминавшегося «Delaunay-Belleville» и четырех автомобилей марки «Mercedes», был приобретен числившийся за дворцовым комендантом лимузин «Mercedes» и омнибус фирмы «Benz». Таким образом, все имевшиеся в императорском гараже автомобили можно разделить на 4 группы:

18 февраля 1907 г. императорский гараж обрел официальный статус как одно из структурных подразделений Императорского двора .
Следует обратить особое внимание, что приобретались не только иностранные автомобили, но также и отечественные: например, получивший звание «Русского Мерседеса» темно-зеленый лимузин «Лесснер».

Автомобили царского гаража
Машины этой модели были заказаны для Императорского гаража; один автомобиль приобрел премьер-министр России С. Ю. Витте. Четыре автомобиля «Лесснера» экспонировались на I Международной автомобильной выставке 1907 г. в Санкт-Петербурге, их создатель получил Большую золотую медаль «За установление автомобильного производства в России».

Императорский гараж динамично развивался и требовал весьма немалых затрат как непосредственно на закупку автомобилей, так и на содержание и обслуживание. К 1908 г. штат Царскосельского гаража насчитывал 26 человек, а через пять лет разросся уже до 80. Это были лучшие шоферы и специалисты столицы; им платили весьма приличные деньги, выдавали казенную форму. При ее разработке в роли модельера-дизайнера выступала сама императрица Александра Федоровна.

Офицер Собственного Его Императорского Величества гаража
Одним из желаний императрицы было создать форму скромную и не привлекающую лишнего внимания, не отличающуюся от формы дворцовой прислуги. Комплект формы личных шоферов императорской семьи состоял из мундира защитного цвета с золоченым жгутом и серебряными коронками, такого же цвета шаровар, фуражки, пальто на вате и фланелевой подкладке, лакированных сапог, перчаток зимних и летних, рабочего костюма с фуражкой.
Остальные шоферы получали стандартную дворцовую форму с дополнением из пары лакированных сапог, перчаток по сезону, рабочего костюма с фуражкой. Своя форма была и у персонала мастерской гаража. В 1910 г. внешний вид формы претерпел ряд изменений и в целом стал больше походить на военную униформу.

Шоферы Собственного Его Императорского Величества гаража.(начало 1910-х)
Шоферы, возившие императора и членов фамилии, для повседневных выездов получили простую форму из шерстяной диагонали цвета хаки, а для парадных – такую же форму, но с золотым шнуром вокруг отложного воротника с гербом на петлицах; дополняли форму высокие сапоги из кожи на шнуровке, ботинки черного цвета, длинные перчатки и рукавицы на меху, зимнее (на овчине) и осеннее пальто на бобровом воротнике, водонепроницаемый летний плащ, кашемировый жакет и галифе, кепи и фуражка.

Как уже упоминалось выше, затраты на императорский гараж были весьма значительными и суммы год от года только увеличивались: 1907 г. – 113 863 руб. (из них на приобретение автомобилей – 19 100); 1908 г. – 156 448 руб. (69 719); 1909 г. – 155 465 руб. (64 830); 1910 г. – 172 016 (33 093); 1911 г. – 242 687 руб. (96 681); 1912 г. – 250 324 руб. (58 612). Всего: 1 283 866 руб.

Новый автомобиль хорошего класса, как и в наши дни, стоил дорого. Так, «Руссо-Балт» модели С 24-40 оценивался в 7 500 руб. (для сравнения – преподаватель гимназии получал в месяц 100 руб., а квалифицированный автомеханик мог заработать до двухсот.

Рядом с шофёром — великий герцог Э. Гессенский, великая княжна Ольга Николаевна, Николай II – на заднем сиденье справа.
Бóльшая часть машин размещалась в Царском Селе, часть – в здании Конюшенного ведомства в Санкт-Петербурге и небольшое количество – в Петергофе. Кроме того, в Ливадии к весне 1911 г. был готов гараж на 25 машин для нужд двора во время летнего пребывания в Крыму.

К 1914 г. в Императорском гараже насчитывалось 39 автомобилей, из них: 7 – личная собственность императорской семьи; 16 – для лиц императорской свиты; 11 – грузовые машины и поезд «Ренар»; 1 – служебная; 2 – закреплены за дворцовым комендантом; 2 – хозяйственные службы.

«Delaunnay-Belleville». Фото 1915 г.
После Февральской революции гараж стал обслуживать Временное правительство, а после Октябрьской – большевиков. В середине1920-х гг. почти все царские машины были списаны. К сожалению, большевики никогда не славились бережным отношением к «имперскому наследию» и уникальные царские раритетные машины канули в лету.

У Николая II был личный шофер – Адольф Кегресс (1879–1943), долгие годы обслуживавший авто императора.

Родившийся во Франции инженер, механик и изобретатель Кегресс многие годы работал в России, где изобрел «полугусеничный движитель» для движения автомобиля по рыхлому снегу и грунту. С 1904 г. был техником в моторном отделе завода фирмы «Лесснер», который поставлял царскому гаражу автомобили своей постройки. В 1906 г. когда князь В. Н. Орлов, приобретал у фирмы «Лесснер» два новых автомобиля системы «Даймлер-Луцкой» для императора, заметил 28-летнего толкового специалиста. Последовало приглашение на пост технического директора Императорского гаража в Царском Селе с 4 200 рублями годового жалованья – сумму по тем временам немалую. Кегресс дал свое согласие и стал заведующим технической частью Императорского гаража.

Личный шофёр Его Императорского Величества Николая II изаведующий технической
частью Собственного Его Императорского Величества гаража А. Кегресс.
Генерал-майор Свиты Его Величества В. Н. Воейков, почетный член Царскосельского автомобильно-спортивного общества, в своих мемуарах писал: «Машиной Государя управлял Кегресс, ездивший с необыкновенной быстротой. На мои замечания относительно такой быстрой езды Кегресс всегда возражал, что Государь это любит».

Какую же скорость называли большой в те времена? Самые мощные автомобили на хорошей дороге развивали скорость 120–130 км/ч. По свидетельствам того же Воейкова, Кегресс великолепно «правил» машиной при дальних поездках, поддерживая среднюю скорость от 60 до 70 верст в час (65–75 км/ч).

Царское Село. Парадный подъезд Большого Екатерининского дворца фото 1911. За рулем уже Кегресс.
В функции А. Кегресса и его непосредственных подчиненных входило не только мастерки управлять автомобилем, но и уметь их ремонтировать. В особых случаях водители должны были уметь принимать экстренных меры по защите пассажиров императорской семьи от любых посягательств. Говоря современным языком, они должны быть и телохранителями.

Всему этому обучала Императорская школа шоферов, которая размещалась в Царскосельском Императорском гараже. Кегресс совмещал основную занятость с исследовательской работой по улучшению устойчивости и проходимости автомобилей в зимнее время. С 1906 по 1916 гг. под руководством Кегресса здесь шла постройка экспериментальных полугусеничных машин на шасси «Mercedes», «Руссо-Балт» и «Packard». Кегресс серьезно занимался проблемой улучшения проходимости автомобиля по заснеженным трассам.

Руссо-балт C24-30 из гаража Николая II
Заменил передние колеса на лыжи, а задние – на мягкие гусеницы, которые сначала изготавливали из сежи, а затем из толстого верблюжьего войлока. В дальнейшем такие гусеницы стали делать из резины. Автосани Кегресса одержали победы в ряде гонок по снегу, и Кегресс постоянно усовершенствовал свое изобретение, участвуя в испытаниях и автопробегах.
С началом Первой мировой войны А. Кегрессу присвоили звание прапорщика русской армии и предоставили возможность совершенствовать свое изобретение. Было изготовлено несколько полугусеничных автомобилей, принимавших участие в военных действиях. Кегресс разработал целую серию автомобилей на полугусеничном ходу. Это были легковые и грузовые машины, «Руссо-Балт», «Renault», «Packard»; в 1916 г. в опытном порядке был переоборудован один английский броневик «Ostin».
После Февральской революции и последующего отречения императора Николая II от престола, 37-летний А. Кегресс сдал все имущество царского гаража представителям Временного правительства, а сам, не дожидаясь окончания революционного процесса, с женой и тремя детьми уехал на автомобиле в Финляндию, откуда вернулся к себе на родину.


Автор: К.О. Ситникова, научный сотрудник



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments