«15 октября от немецких танковых клиньев до Кремля оставалось около 150 километров. Советское сопротивление было незначительным. Красная армия продолжала отступать к Москве.
Затем произошло событие, заставившее немецкое наступление замедлиться. В полдень 15 октября поднялся теплый южный ветер. На небе быстро собрались густые облака. Прошло немного времени, и пошел дождь.
Вскоре дороги превратились в булькающие водотоки, а поля – в бесконечные болота. Пехотинцам пришлось прикладывать огромные усилия, чтобы продолжать свой путь. Грязь прилипала к сапогам, как свинцовая гиря.
Также и перед колоннами с запряженными лошадьми стояла практически неразрешимая проблема. Лошади застревали в грязи, а раздраженные и перемазанные возницы били животных палками и дубинками. Это не могло долго продолжаться. Рано или поздно эти преданные спутники людей совсем выбьются из сил и так и останутся лежать в грязи дорог.
Но и для моторизованных военных частей настало время трудностей. Моторы глохли, машины застревали и преграждали путь идущим за ними колоннам. Вскоре по обеим сторонам размытой дороги выстроились ряды покосившихся на один бок танков, накренившихся машин и лежащих мотоциклов. Множество отрядов завязло в грязи и смогло продолжить движение лишь несколько дней спустя. Но и это часто удавалось только при помощи самолетов, которые перевозили над колоннами запасные части, автомобильные домкраты и другие инструменты. Иногда даже экипажи обозных повозок приходилось снабжать продовольствием с воздуха.
«Генерал Блюментрит рассказывал: «Большинство командующих задавались вопросом: когда же наконец пойдем в атаку?»
Отрывок из книги: Вольф фон Аакен. «Ведьмин котел» на Восточном фронте. Решающие сражения Второй мировой войны. 1941-1945.» Центрполиграф, 2010. iBooks.