Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Наталья Холмогорова о современном театре

Рубрика "негодования псто".
Про театр хочу сказать. С ним и правда ведь что-то очень печальное творится. Ходить в театр стало просто страшно. Платишь несколько тысяч, выделяешь вечер, настраиваешься на отдохнуть и приобщиться к прекрасному - получаешь черт-те что. Тлен, боль и ночные кошмары.
Причем режиссеры этим _гордятся_. Недавно где-то в регионах была история, на спектакле чуть ли не половина зала встала и ушла - и режиссер по этому поводу говорил с великолепным презрением: ну да, много у нас еще неразвитых зрителей, которым надо, чтобы если Шекспир, так все бы ходили в бархатных штанишках и дрались на шпагах!
Да, черт возьми! Я неразвитый зритель. Идя на Шекспира, хочу увидеть Шекспира. С героями, которые выглядят как герои Шекспира, одеты соответственно эпохе и делают на сцене именно то, что указано в ремарках. Если надо драться на шпагах - дерутся.
А идя на Островского или Гоголя - ожидаю и хочу видеть бородатых купцов в поддевках и чиновников в вицмундирах. А современных чиновников в костюмах видеть совершенно не хочу, мне их и в жизни хватает.
Я жду от театра, что он погрузит меня на несколько часов в другой мир, отличный от обыденного. Если это классика - в другую эпоху, со своим историческим и культурным бэкграундом. В пространство, где люди, прежде всего, _по-другому говорили_ - потому что в театре все-таки главное текст, все строится вокруг него. Проводить параллели с современностью и тыкать мне ими в нос вовсе не обязательно - взрослый, умственно полноценный человек эти параллели как-нибудь проведет и сам.

А у нас... Не так давно я специально сравнивала несколько постановок "Доходного места", даже подробно об этом писала.
Советская постановка в Малом - идеальная "классика", точное попадание. Мы не знаем, конечно, во всех деталях, как ставились пьесы Островского при Островском - но это максимально близко к тому, как мы их себе представляем. Аутентичность, неторопливость, точное воспроизведение авторских образов и ремарок, очень бережное отношение к прекрасному, "вкусному" русскому языку... Если сильно придираться, можно сказать, что как-то скучновато, без изюминки, герой какой-то уж слишком резонер и необаятельный - но это прекрасная добротная постановка, дающая точное представление о пьесе.
Советский киномюзикл по мотивам, "Вакансия". Ну, во-первых, сразу, с названия и аннотации, понятно, что это не собственно Островский, а "по мотивам". Нас предупреждают: здесь все будет осовременено, и все будут петь и плясать, смотрите на свой страх и риск. И тем не менее: текст сильно сокращен - но сокращен очень бережно. Каждая реплика осмысленна. Каждая мизансцена или жест понятны и работают на замысел - и замысел этот не расходится с идеями, вложенными в пьесу автором. Костюмы и обстановка подчеркнуто условные, но все же не современные - ведь это история о прошлом: герои говорят немного не так, как мы, упоминают реалии, которых у нас нет, и "тупой" перенос в современность будет выглядеть нелепо. Сами герои проще, плакатнее, ближе к нам - но это те же самые герои. Конфликт пьесы даже подчеркнут и заострен. Жадов и Полина - совсем молоденькие, трогательно влюбленные; в классической постановке на них смотришь довольно отстраненно - а здесь они очень симпатичные, и, когда Жадов готов сломаться, это так показано, что смотришь действительно с волнением и состраданием... Сам Островский свою пьесу определенно видел не так - но это не издевательство над его видением и не противоречие ему, это именно творческая переработка.
И современная постановка - все в том же "Сатириконе"...
Ох. Господи, за что?! "Мать-мать-мать", - откликнулось эхо.
Крики, ужимки и прыжки. Все на крике и истерике. Текст почти обессмысливается. Куча лишних жестов и мимики. Кривляющаяся массовка. Декорации - три стула, которые беспрерывно таскают с места на место. Костюмы современные. Музыкальное сопровождение неописуемо.
О соответствии авторскому замыслу - только один штрих. Антигерой Вышневский, высокопоставленный коррупционер, доминанта образа которого у автора та, что он _старик_, это очень важно - он представитель "старого времени", его спор с Жадовым - борьба поколений, его отношения с женой завязаны на том, что он, развратный старик, "купил" себе молодую красавицу и тщетно добивается ее любви; в финале ему становится плохо, затем он умирает от потрясения, потому что он реально старый и больной... так вот, этого Вышневского играет молодой и здоровенный брутальный красавец. И без малейших сомнений на лице объясняется с женой, ровесницей (а может, и постарше), по поводу своей старости и немощности, а потом театрально хватается за сердце и падает на стул...
Нет цензурных слов.
Смотреть это невозможно. Это причиняет физическую боль. Я 15 минут вытерпела, дальше смотрела на перемотке.
Есть еще постановка в театре Пушкина: оттуда видела только несколько минут и читала отзывы, но, в общем, все стало ясно. Тот же старик Вышневский там "пышет жизненной энергией", бегает, размахивая руками, и поет на сцене под баян. Жадов - "шестидесятник", одет как стиляга, а в сцене "ломки" выражает предательство идеалов тем, что _ложится на пол и начинает ползать_. Ну вот так, чтобы наглядно было. А вокруг него кучка оппозиционной молодежи декламирует: "Прощай, немытая Россия..."
Да вашу мать! Я вообще-то против массовых расстрелов, но тут...
И все у них так.

Удачное "осовременивание классики" возможно - см., например, фильм "Ричард Третий" с Маккелленом. Но это сложная задача. Более сложная, чем классическая постановка: требующая бОльшей чуткости и тонкого вкуса, чтобы это парадоксальное сочетание прошлого и настоящего не превратилось в нелепость или стеб. У нас же почему-то теперь считается, что это проще: любой дурак сумеет.
И авангардные эксперименты с классикой, разного рода "переосмысления" авторского замысла, издевательства над текстом и т.д. - осмысленны лишь там, где классическая постановка не просто существует, но и является мейнстримом. Если мейнстрим размывается и исчезает - теряют смысл и эксперименты с ним.
С "бунтом" всегда так: он может быть прекрасен и полон значения, пока остается бунтом - но, придя к власти, став официозом, оторвавшись от того, против чего бунтовал, превращается в душную тиранию, тухлую и бессмысленную.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments