…Ещё в конце сентября немцам стало очевидно, что война проиграна – и будущий соратник Гитлера по пивному путчу, Людендорф, уйдёт в отставку. Напоследок генерал предскажет: «Теперь они должны лечь в ту постель, которую приготовили для нас…», – имея в виду разбушевавшихся в тылу социал-демократов; напомним, что буквально за пару дней до капитуляции Германия была провозглашена республикой – а через неделю кайзер уедет из страны, и к концу ноября отречётся от престола. (Ситуация очень напоминает сценарий, разыгравшийся годом раньше у нас). Впрочем, даже без «пятой колонны» положение немцев к тому времени было безнадёжно – страна попросту исчерпала ресурсы…
…Среди многочисленных пунктов Компьенского перемирия для нас наиболее интересны те, что касались России – неприятный Брест-Литовский мир был заключён всего полгода назад. Соглашение предусматривало его денонсацию – при этом германские войска должны были оставаться на оккупированных российских территориях вплоть до замены силами Антанты…
…Впрочем, всё пойдёт иначе: союзники высадятся только в Севастополе и Одессе – а немцы, не дожидаясь, начнут уходить из Украины. (Существенную роль в этом отступлении сыграют германские солдатские комитеты – ситуация в рухнувшей империи, опять же, во многом напоминала российскую).
PS: …Подписанному в штабном вагоне соглашению предшествовал характерный эпизод. Не подавая прибывшим на переговоры немцам руки, маршал Фош сухо спросит: «Что вам угодно господа?» «Мы хотим услышать ваши предложения о перемирии». «Хм… но у нас нет предложений! Нам нравится продолжать войну!» Замявшись, немецкие генералы выдавят что-то о невозможности дальнейшего сопротивления. «Ах, так, значит, это вы пришли просить о перемирии? – самодовольно продолжит Фош. – Это другое дело!»
PPS: …22 июня 1940 года в том же лесу (и том же вагоне, который специально привезут из музея) состоится так называемое Второе Компьенское перемирие – на сей раз условия побеждённой Франции продиктует Гитлер (после чего демонстративно выйдет, оставив подписывать Кейтеля).