Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Про налоги и бизнес, ну и про коррупцию заодно.

Действительно налоговая нагрузка в России меньше чем в Западной Европе, причём существенно. В Германии и Франции через бюджет проходит почти половина ВВП а у нас меньше одной пятой. Сайт ЦРУ WorldFactBook прямо говорит что у нас это 17.5% а в Германии 45%. А вот в США также как у нас 18%.
Когда говоришь немцам что у нас плоская шкала подоходного налога в 13%, они не могут поверить. У них гораздо больше и сильно прогрессивная

По Каюкову получается так:
" Действительно, очень интересный вопрос - какова реальная доля государства в экономике?
Определить это довольно просто, и для этого достаточно посмотреть на то, какую долю национального дохода государство изымает из экономики. То есть, достаточно взять все доходы государства, и соотнести их с размером валового внутреннего продукта. Доходы отражают как налоговые поступления, так и таможенные сборы, акцизы, штрафы, доходы от прямой экономической деятельности, которые могут возникать от владения государством как компаний так и зданий, сдаваемых в аренду. Так же, сюда входят и доходы от предоставления услуг населению и даже дивиденды от участия в капитале компаний. Так же, сюда входят и заимствования. У этого метода есть только один недостаток, который заключается в полноте информации. Например, в некоторых странах штрафы не включают в доходы, а сразу направляются в бюджет правоохранительных органов, а затем на эту сумму уменьшаются плановые перечисления из бюджета. Так же, лишь немногие страны включают в доходы бюджета те доходы, которые относятся к доходам местных администраций и регионов.

Благо, что в России считают как раз все сразу, и даже есть такой термин как консолидированный бюджет, в который входят все доходы не только федерального правительства, но и регионов и даже муниципалитетов. Так вот, доходы консолидированного бюджета в прошлом году составили 26,8 трлн. рублей, тогда как весь ВВП составил 80,4 трлн. рублей. Получается, что государство изымает из экономики 33,3% всей годовой прибыли, или добавочной стоимости.

Но это мало о чем говорит, особенно на фоне постоянных разговоров о том, что доля государства в экономике просто огромная. Видимо это должно быть очень много, и в других странах все иначе.

Сразу нужно сделать замечание о том, что в России государство является непосредственным участником экономической деятельности, так как владеет множеством предприятий, прибыль которых идет в счет государственных доходов, и уже потом государство решает, как эту прибыль использовать. Именно оно решает, направлять прибыль на развитие предприятия, или использовать ее для финансирования других направлений. Такой подход, в случае контролирования активов, генерирующих большую прибыль, позволяет облагать другие сферы более низкими налогами.

Теперь перейдем к рассмотрению других стран. Для этого лучше сравнивать с крупнейшими экономиками мира, а так же с наиболее развитыми странами, особенно в технологическом плане. В принципе, в мире всего семь стран, которые соответствуют этим критериям - Россия, США, Япония, Германия, Великобритания, Франция и Китай. Это все постоянные члены Совета безопасности ООН, или если проще, то это единственные в мире признанные ядерные державы, а так две экономические сверхдержавы. Более того, России часто приводят в пример эти страны, а большинство из них в том плане, как нужно управлять страной, не вмешиваясь в экономику, а лишь способствуя ей.

И вот тут мы начинаем сталкивать с трудностями, так как в доходы бюджеты, ни одна из этих стран не включает доходы отдельных регионов, областей, земель, графств, префектур, провинций или штатов. Таким образом, для вычисления доли государства в экономике проще пользоваться сложением двух цифр, которые публикуются ежегодно - профицит/дефицит бюджета к ВВП и государственные расходы к ВВП. Если бюджет дефицитный, то значит расходы превзошли доходы, и государство привлекло займы, для покрытия дефицита, а сумма, которую государство изъяло из экономики соответственно меньше той, которую потратило. Конечно, государство может занять на внутреннем рынке, опять же изъяв часть прибыли из экономики. Но, оно может привлечь не часть прибыли, а часть ранее сделанных накоплений. А в силу того, что финансовый рынок давно является глобальным, в долг могут дать банки иностранных государств, используя уже прибыль или накопления извне.

Итак приступим...
Соединенные Штаты Америки очень вежливо и тактично не предоставляют данных по соотношению совокупных расходов государства к ВВП за 2015 год, а только за 2014. Данные за прошлый год появятся лишь в следующем году. Так вот, в 2014 году, дефицит бюджета составил 2,8%, а все расходы равнялись 38,1%. Таким образом получается, что государство изъяло из экономики 35,3% ВВП, что немного больше чем в России. Стоит заметить, что в США нет крупных предприятий, генерирующих большую прибыль с высокой доходностью, которые принадлежат государству. Таким образом, государство вынуждено более равномерно распределять налоговую нагрузку, чтобы покрыть свои расходы. Получается, что общая налоговая нагрузка в США значительно выше чем в России, особенно для простых людей, которые и обеспечивают более половины поступлений в бюджет.
Япония в прошлом году имела дефицит бюджета в 6,0% ВВП, а расходы составили 42,1%. Получается, что государство изъяло из экономики 36,1% ВВП, что еще больше, чем в США. Ситуация с государственной собственностью там примерно такая же, как и в США.
Дефицит бюджета Великобритании составил в прошлом году 4,4%, тогда как все расходы составили 43,2% ВВП. Выходит, что общая нагрузка на экономику составляет 38,8%, что так же больше чем в России, и даже чем в Японии. Вся остальная картина там примерно такая же, как и в США.

Доля государства в экономике Германии составила 44,6% ВВП. Такая цифра получилась благодаря профициту бюджета в 0,7%, а так же совокупным расходам в 43,9% от ВВП. И это опять же больше чем в России, причем примерно на треть. И это тогда, как в Германии нет государственных предприятий. Конечно государству немало чего досталось после объединения Германии, но все предприятия бывшего ГДР были довольно быстро проданы крупным промышленным компаниям западной германии. Таким образом, ситуация с государственной собственностью там схожа с США.
Во Франции ситуация еще хуже, так как доля государства в экономике составляет 53,4%. Это стало возможным за счет дефицита бюджета в 3,6% и совокупным расходам, равным 57,0% ВВП. Говорить о государственной собственности во Франции можно с большой натяжкой, так как еще в 80-е, государство провело массовую приватизация государственных предприятий. Таким образом, налоговая нагрузка во Франции почти на две трети больше чем в России.
А вот с Китаем все несколько сложнее, так как государственная статистика не предоставляют данных по расходам отдельных провинций, и возможно оперировать лишь данными о финансах центрального правительства. Из них следует, что при размере ВВП в 68,4 трлн. юаней, доходы бюджета составили 15,2 трлн. юаней, что составляет 22,2% ВВП. Это значительно меньше чем в России. Однако, тут не учтены данные по провинциям, которые обладают немалой финансовой свободой. Можно провести экстраполяцию по аналогии с Россией, где две трети всех государственных доходов относятся к федеральному бюджету, а треть к доходам регионов. В этом случае, доля государства в экономике составляет 33,3% от ВВП, что абсолютно совпадает с Россией. Однако, при большой доли независимости провинций, Китай является собственником множества государственных предприятий, в различных отраслях промышленности. И если высока финансовая свобода властей отдельных провинций, то можно взять за аналог США, где доходы Федерального Казначейства сопоставимы с совокупными доходами всех штатов. Иными словами, доля федерального центра в доходах составляет лишь половину от всех доходов. В частности, доходы Федерального Казначейства составляют 18,3% ВВП, при совокупных тратах государства в 35,3% от ВВП. При таком раскладе выходит, что доля государства в экономике Китая составляет 44,4% ВВП, что сопоставимо с Германией. На мой взгляд, вторая цифра ближе к истине.

Получается, что среди всех крупнейших стран мира, в России самая низкая доля государства в экономике, и как следствие самая низкая налоговая нагрузка. Этот результат приводит к очень интересным размышлениям...
Часто приходится слышать, что у нас очень высокие налоги, которые и мешают нормально вести бизнес, и что только за счет взяток, иными словами коррупции, можно что-то делать. Однако, если в России налоговая нагрузка ниже чем в других рассматриваемых странах, то в остальных странах бизнес вообще невозможно вести, кроме как имея коррупционные связи. Следовательно, уровень коррупции во всех них выше, а в силу отсутствия государственной собственности, даже значительно выше, чем в России. Но тут же на ум приходит устоявшийся тезис о том, что в развитых странах, а Китай мы тут не берем, государство не мешает, и не вмешивается в бизнес. Следовательно, мы приходим к выводу, что при более низких налогах, неспособность развивать бизнес у многих отечественных предпринимателей связана с их собственными управленческими просчетами, которые они отказываются признавать, и валят все на налоги и роль государства.
Как мне кажется, что истинна где-то между двумя этими тезисами...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments