Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Categories:

"Жизнь Клима Самгина" - 28 лет спустя

Весной 1988 года я посмотрел новый исторический фильм – «Жизнь Клима Самгина». В фильме было 14 серий, и для исторического фильма это было очень большой редкостью. Сюжет был очень густо разбавлен всякими психическими этюдами героев, сами герои были зачастую неоднозначны, и это придавало фильму вид этакого «нового взгляда» на исторические события, тем более , что дореволюционная действительность не густо мазалась чёрной краской, но и присутствовало несколько «светлых» мазков.
Вообще же фильм произвёл впечатление очень положительное, хотя он был и несколько тяжеловат для восприятия. Каждый диалог, любой разговор и всякое общение персонажей вообще - это исключительно и в первую очередь выражение актуальных философских и политических идей того времени, что весьма утомляло, но.. мне в то время это казалось и глубокомысленным и нужным ( да я и не сильно в итоге-то заблуждался!). Я не читал романа Горького, и после просмотра фильма мог только вообразить себе, каким нелёгким трудом является его прочтение. Меня эта картина привлекла прежде всего не своим историческим аспектом - изображением сорока лет русской предреволюционной истории, хотя и в и в этом отношении фильм если разочаровал, то немного, напротив, я даже не знаю, какой другой фильм представлял на тот момент собой настолько полное полотно русской действительности. Что касается самого Клима Самгина, то я еще до просмотра фильма вычитал, что он задумывался автором как отрицательный персонаж, и в его образе Горький хотел развенчать и осудить всех тех представителей русской интеллигенции, которые не поняли и не приняли революционную борьбу. Возможно, читатели-современники Горького так и относились к этому герою, но лично я не нашёл в Климе почти никаких особенно гадких отрицательных черт, и он не вызывает во мне никакого резкого осуждения или неприятия. Для меня Клим стал нормальным человек, каких не так уж мало и сейчас. Он образованный, культурный, довольно приличный ; возможно, в романе присутствуют какие-либо низменные или подлые мысли и желания Клима, которые и дают право читателю судить о нём, как о низком и недостойном человеке, но в фильме я не увидел в нём ничего низменного или недостойного. Он не паразитирует на состоятельных родителях, не старается наживаться за счёт своих клиентов, не участвует ни в каких афёрах, никого не унижает и не оскорбляет, напротив, у него очень развито чувство чести, он практически всегда вежлив, уважителен, сдержан. С другой стороны, определённые сложности его характера, чрезмерное самолюбие и самолюбование, замкнутость, необщительность и недружелюбие создают ему огромные проблемы в жизни, обрекают на непонимание, отсутствие друзей и одиночество. Такой одинокий, оставленный всеми человек, не нашедший удовлетворения в работе и несчастный в любви, выглядит ещё более жалким на фоне нестабильности и социальных волнений, происходящих вокруг. Отрицательного у Самгина автор тоже много всего вывел.
Началось у него с фактического убийства Бориса Варавки, а затем он от серии к серии всё больше и больше деградирует - и в итоге заканчивает вообще каким-то непотребством в 14-ой серии.
Романс на стихотворение Лермонтова поет не он, и сложно сказать, почему этот романс вообще к нему относится.
А вот большевик Кутузов - так тот да, симпатичнее.
И романс может спеть, и в идеях не путается, и в своем месте в мире, четко понимает, чего хочет, не боится врагов -жандармов. В общем, иконописный большевик :-)
Правда, непонятно зачем проповедует свои правильные взгляды в той аудитории, которая его не хочет и не способна воспринимать :-) Тут уж получается - работает именно на телезрителя :-). Поэтому Клим Самгин - обыкновенный, заурядный человек со всеми его достоинствами и несовершенствами - в какой-то мере жертва обстоятельств, и вызывает у меня сочувствие и симпатию. Эта симпатия в огромной мере также обусловлена актёрским мастерством Андрея Руденского- он в роли Клима был очень хорош.
Я полагаю, что сам по себе сериал задуман как расширенный вариант "Агонии", но с иным главным героем, не Николаем II, а обычным интеллигентом- принципиальным не-большевиком. Как постоянный рефрен в фильме идут упоминания о РСДРП-большевиках-Ленине, как этакой силе, которая знает " как все на самом деле обстоит и как надо действовать".
Самгин от серии к серии показан всё в более и более негативном свете, кульминация очернения его как такового, что интеллигенции вообще - в последней серии, там вообще злобная карикатура пополам с помоями, да настолько, что смотреть противно.
Фильм-то задуман как очередная советская агитка, только с поправкой на современность. Если в советской классике главным героем обычно становится правильный революционер-большевик, то здесь - дело иное, яркими красками с претензией на достоверность показана гнилость и отвратность тех, кто от большевиков дистанцировался.
Вообще же, если чем фильм и хорош, так это то, что он стал полноценным психологическим триллером , очень и очень неплохого качества. Его так и надо смотреть - не как историческую иллюстрацию на примере жизни интеллигента, а как наблюдение за изломами психики, то трагическими и страшными, то бытовыми-повседневными.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments