Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Categories:

Синдром Карандышева.

Оригинал взят у zina_korzina в Синдром Карандышева.
  • В русской литературе есть такой примечательный персонаж – Юлий Капитонович Карандышев. Его всегда было принято именовать ничтожеством, но мы как-то редко задумывались, почему. Всё очень просто – Карандышев хочет казаться крутым, всемогущим и побеждающим. Именно – казаться. Не быть. Поэтому Лариса – первая красавица города, за которой ухаживают пресыщенные господа, становится навязчивой идеей. Она – знаковая деталь, статусная игрушка, а вовсе не возлюбленная муза. Помните, как Юлий Капитонович готовился к своему триумфу, заказывая дешёвое пойло с престижными этикетками? «На бутылке-то «бургонское», а в бутылке-то «киндер-бальзам» какой-то».



    В XIX столетии, когда всё было весомо-грубо-зримо, а век именовался «железным», такое поведение высмеивалось и порицалось, как, впрочем, и в последующие времена. Надо быть, а не казаться! Если ты – гений, покажи и докажи. Богачи Кнуров и Вожеватов естественны в своей хищнической силе. Фанфарон Сергей Сергеич прекрасен, будучи природным барином. Они - подонки, но они на своём месте. Ничего не доказывают. Карандышев – на обочине, потому и стреляет. От безысходности - пустышка не имеет шансов. Содержание главнее формы. А мы живём в информационную эпоху – сейчас уже не столь важно, кто ты и зачем ты. Главное – суметь красиво наврать в резюме. Информация – лучший товар. Слово само создаёт собственный смысл. «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт», - напевал мультяшный капитан Врунгель. Сейчас не нужна даже яхта, важнее – назвать, отметить, создать видимость.

    Виртуальность общения и прочие Инстаграм-креативы. Придумывание себе дворянских корней и побед на конкурсах красоты. Стиль Малой Арнаутской. А лучше так – синдром Карандышева. Человек-подделка. «На бутылке-то «бургонское»!», а что в ней – никому нет дела. Хитроумные психологи ласково советуют любить себя, ценить своё раритетное «Я» и ежеминутно ощущать собственную уникальность. Необязательно быть крутым – можно самоназначиться и царствовать. С своём блоге, например. Народу нравится! Вот мне навстречу ковыляет жирная, низенькая дама в летней футболке с недвусмысленным принтом: «Все бабы как бабы и только я – совершенство». В эпицентре бытия – надпись. Всё прочее – семечки и мелочи быта. Юлий Капитонович ухмыляется в усы и свысока поплёвывает на Паратова. Зачем быть, если можно казаться?

    Да! Несколько лет назад я задалась вопросом: почему большинство современных людей, если речь заходит о школьном детстве, непременно сообщают, что были отличниками и хулиганами одновременно. Причём, совпадают даже детали – как будто всё это пишут биороботы, киборги или ещё какие-нибудь Терминаторы. Им заложили программу, вот они и молотят по клавишам одно и то же. Потом я поняла – униженному «маленькому человеку» искренне хочется феерии, помпы, красок. Я – был круглый отличник, несмотря на то, что ночевал в КПЗ! Я защитил диссертацию, не выходя из запоя! Гениальность на грани Моцарта. Вы-то свои золотые медали высиживали и зарабатывали. А я – шутя и поругиваясь матом. Словеса да обёртка – вот показатели. Реальность – малоинтересна. Сочини себе самого себя.

    О, да! Общество потребления с его повышенным вниманием к упаковке и маркетинговым тонкостям, диктует свои законы. Главное – сказать и назваться. Поставить клеймо и ценник. Как в той рекламе – что ни конфета, то - райское наслаждение, и даже пилюли от запора рекламируются так, будто это – волшебное снадобье феи Милюзины. Надо продать и впарить, а всё остальное – вопрос двадцать пятый. Современный человек – глуп и тщеславен. Он хватает то, что ярко предлагается и громко популяризируется. Он и сам таков – постоянно кричит о Себе в ожидании аплодисментов. Но их не будет, ибо ныне каждый сам себе – герой и гений. Юлий. Но не Цезарь, а – Карандышев.

  • Subscribe

    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your reply will be screened

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 0 comments