Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Categories:

Реконструкторы

бородино

Знаете, а ведь в каком-нибудь 1990 году никаких реконструкторов в России ( то есть в СССР, конечно) и не было. «Реконструкция» в современном понимании этого слова и явления, тогда никакой частью фантазии советского народа не владела, да и, в общем-то, ее и не видели: ну разве что на 9 мая одна из проходящих колонн выйдет в обмундировании и техникой Великой Отечественной войны. Но вот что бы взять, да что бы самому гимнастерку, или мундир шить – ну нет. Так, иногда прочитаешь в газете заметку, что вот-де, в Британии существует клуб чудаков, которые воссоздали костюмы времен мистера Пиквика,и которые собираются на соответствующие посиделки, подражая героям литературного произведения. Ну да чудаки, что с них возьмешь…
А вот примерно с 1992 года ситуация стала изменяться. То тут, то там, совершенно на добровольных началах стали объединяться и действовать союзы энтузиастов- любителей воссоздать сначала военную униформу, неважно – отечественную или заграничную, собирая по архивам и закрытым отделам библиотек портновские данные о « выпушках, погончиках, петличках». Аппетит приходит во время еды- и вот реконструируют уже не только форму, но и оружие ( в виде макетов), да собираются в соответствующие «реджименты». Сам собой возник и день –реконструктора – им стала годовщина Бородинского сражения. Вот уж вправду смотр так смотр всех реконструкторских сил ! Самих любителей видимо-невидимо, причем собираются все, а не только любители наполеоновских войн !
Да, тяга к историческому участию на таком, псевдопрофессиональном уровне очень велика. Корни этого явления, как мне кажется, лежат в том времени, когда среди образованных слоев населения стали популярны импровизированные домашние концерты и спектакли, с перевоплощениями; профессиональным актером театра не станешь, тут и в самом деле талант недюжинный нужен. А вот просто попробовать, да при заранее благожелательных зрителях – так почему нет ?

C приходом советской власти явление не заглохло. И мало того что не заглохло, так оно и выросло вширь: власть признала его как должное явление воплощения народного творчества, и всякие театральные и драматические кружки и студии стали повсеместно возникать при школах и ВУЗах, Домах и Дворцах культуры; даже ГУЛАГ не избежал общего поветрия, и те из его начальников, которые считали себя просвещенными, способствовали всяким театральным видам творчества.
Совсем уж самостийными эти кружки не были, ими руководили сколь-нибудь, пусть и невысокого полета, но все же сведущие специалисты. Поколения советских кино-и театральных артистов, блиставших в 1960-80 годы , получали свои первый уроки и первый опыт именно в таких кружках.
И ведь нравилось же людям в этом участвовать! И ведь шли –без принуждения ! И ведь ставили сцены – не ради костюма Гамлета, а ради смысла, и ради красоты !
Кстати, о Гамлете: если вы помните фильм «Берегись автомобиля!», то и Максим Подберезовиков, и Женя Деточкин вовсе не смотрелись этакими «белыми воронами» в то время. И объединение на такой основе сотрудников отделения милиции с работниками отделением страхования.
iMGTIA6XN
Потом, к семидесятым годам, все это сникло, да. Люди накупили телевизоров, ушли в свою частную жизнь с мещанско-жлобскими радостями, и все эти любительские стремления к красоте ушли далеко на обочину, и в итоге почти вымерли. Казалось бы, все. Нет идеалистического стремления. Погибло.

Но не, не погибло ! Как азиатская пустыня весной преображается от цветущих растений, так и в начале девяностых такое стремление «выпрыгнуло» под личиной « реконструторов». Ибо как еще расценить стремление к воссозданию исторических костюмов, да разыгрыванию исторических сценок ?
Конечно, от любительства и тут не избавились, хотя все шло именно что очень серьезным видом: с умнейшими лицами читаем столетние справочники и регламенты, точно подбираем цвет ниток для пуговиц, и так же скрупулезно меряем пуговичный диаметр; при этом никого не смущает, что в полевых условиях воссоздаваемых сражений все воины выступают в совершенно новеньких, блестящих-хрустящих мундирах, выдающих то, что основную часть времени они трепетно хранятся в шкафах ; лица же исполнителей выдают не людей, которые когда-то многие недели и месяцы, полуголодные и не выспавшиеся, бродили по грязи и занимались тяжелым физическим трудом, а очень сытых и самоуверенных менеджеров и буржуа, хорошо питающихся и получивших загар под светом монитора компьютера 

Из такого рода «театра» сама по себе театральная составляющая уходит: важна не разыгрываемая драма или комедия, те или иные человеческие чувства и их оттенки, а - правильность формы, да соответствие «историзму» той или иной военной стычки. Антураж побеждает более глубинный смысл.

Плохо ли это ? Наверное, да. Остается надеяться, что такие приоритеты останутся «детской болезнью», и в итоге постепенно уступят свое ныне господствующее место более глубоким (и более важным!) художественному и психическому составляющему исторических событий.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments