Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Categories:

Реконструкторы

бородино

Знаете, а ведь в каком-нибудь 1990 году никаких реконструкторов в России ( то есть в СССР, конечно) и не было. «Реконструкция» в современном понимании этого слова и явления, тогда никакой частью фантазии советского народа не владела, да и, в общем-то, ее и не видели: ну разве что на 9 мая одна из проходящих колонн выйдет в обмундировании и техникой Великой Отечественной войны. Но вот что бы взять, да что бы самому гимнастерку, или мундир шить – ну нет. Так, иногда прочитаешь в газете заметку, что вот-де, в Британии существует клуб чудаков, которые воссоздали костюмы времен мистера Пиквика,и которые собираются на соответствующие посиделки, подражая героям литературного произведения. Ну да чудаки, что с них возьмешь…
А вот примерно с 1992 года ситуация стала изменяться. То тут, то там, совершенно на добровольных началах стали объединяться и действовать союзы энтузиастов- любителей воссоздать сначала военную униформу, неважно – отечественную или заграничную, собирая по архивам и закрытым отделам библиотек портновские данные о « выпушках, погончиках, петличках». Аппетит приходит во время еды- и вот реконструируют уже не только форму, но и оружие ( в виде макетов), да собираются в соответствующие «реджименты». Сам собой возник и день –реконструктора – им стала годовщина Бородинского сражения. Вот уж вправду смотр так смотр всех реконструкторских сил ! Самих любителей видимо-невидимо, причем собираются все, а не только любители наполеоновских войн !
Да, тяга к историческому участию на таком, псевдопрофессиональном уровне очень велика. Корни этого явления, как мне кажется, лежат в том времени, когда среди образованных слоев населения стали популярны импровизированные домашние концерты и спектакли, с перевоплощениями; профессиональным актером театра не станешь, тут и в самом деле талант недюжинный нужен. А вот просто попробовать, да при заранее благожелательных зрителях – так почему нет ?

C приходом советской власти явление не заглохло. И мало того что не заглохло, так оно и выросло вширь: власть признала его как должное явление воплощения народного творчества, и всякие театральные и драматические кружки и студии стали повсеместно возникать при школах и ВУЗах, Домах и Дворцах культуры; даже ГУЛАГ не избежал общего поветрия, и те из его начальников, которые считали себя просвещенными, способствовали всяким театральным видам творчества.
Совсем уж самостийными эти кружки не были, ими руководили сколь-нибудь, пусть и невысокого полета, но все же сведущие специалисты. Поколения советских кино-и театральных артистов, блиставших в 1960-80 годы , получали свои первый уроки и первый опыт именно в таких кружках.
И ведь нравилось же людям в этом участвовать! И ведь шли –без принуждения ! И ведь ставили сцены – не ради костюма Гамлета, а ради смысла, и ради красоты !
Кстати, о Гамлете: если вы помните фильм «Берегись автомобиля!», то и Максим Подберезовиков, и Женя Деточкин вовсе не смотрелись этакими «белыми воронами» в то время. И объединение на такой основе сотрудников отделения милиции с работниками отделением страхования.
iMGTIA6XN
Потом, к семидесятым годам, все это сникло, да. Люди накупили телевизоров, ушли в свою частную жизнь с мещанско-жлобскими радостями, и все эти любительские стремления к красоте ушли далеко на обочину, и в итоге почти вымерли. Казалось бы, все. Нет идеалистического стремления. Погибло.

Но не, не погибло ! Как азиатская пустыня весной преображается от цветущих растений, так и в начале девяностых такое стремление «выпрыгнуло» под личиной « реконструторов». Ибо как еще расценить стремление к воссозданию исторических костюмов, да разыгрыванию исторических сценок ?
Конечно, от любительства и тут не избавились, хотя все шло именно что очень серьезным видом: с умнейшими лицами читаем столетние справочники и регламенты, точно подбираем цвет ниток для пуговиц, и так же скрупулезно меряем пуговичный диаметр; при этом никого не смущает, что в полевых условиях воссоздаваемых сражений все воины выступают в совершенно новеньких, блестящих-хрустящих мундирах, выдающих то, что основную часть времени они трепетно хранятся в шкафах ; лица же исполнителей выдают не людей, которые когда-то многие недели и месяцы, полуголодные и не выспавшиеся, бродили по грязи и занимались тяжелым физическим трудом, а очень сытых и самоуверенных менеджеров и буржуа, хорошо питающихся и получивших загар под светом монитора компьютера 

Из такого рода «театра» сама по себе театральная составляющая уходит: важна не разыгрываемая драма или комедия, те или иные человеческие чувства и их оттенки, а - правильность формы, да соответствие «историзму» той или иной военной стычки. Антураж побеждает более глубинный смысл.

Плохо ли это ? Наверное, да. Остается надеяться, что такие приоритеты останутся «детской болезнью», и в итоге постепенно уступят свое ныне господствующее место более глубоким (и более важным!) художественному и психическому составляющему исторических событий.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments