Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Вид на жительство

63092
"Вид на жительство" это советский художественный фильм 1972 года, посвященный редкой для советской кинематографа теме - современной эмиграции из СССР.
Удивительно, но он прошел что во время своей премьеры, что впоследствии достаточно скромно.
Его актуальности, и связанной с ним трагичности никто не заметил; тема была не классическо-пушкинско-трагическая, и для большинства зрителей совсем не актуальная. Ну а часть творческой интеллигенции,те, для кого фильм мог стать потенциально актуальным, те на него именно что принципиально не отреагировали, предпочитая вариться в уютной каше собственных предрассудков.
Сюжет мог считаться острым для того времени: советский специалист-гуманитарий Ростислав Савельев решает во время туристической поездки выплеснуть и осуществить то, что у него накопилось в душе: сознание собственной ущемленности и нереализованности. У него профессия психоаналитика, и , увлекаясь теорией непривечаемого в Советском Союзе Фрейда, он рассчитывает ярок проявить себя там, где никакого ущемления этой теории вроде бы нет...
Решительный шаг сделан ! И эмигрант начинает постигать на практике азы свободной заграничной жизни, под присмотром этакого скромного Мефистофеля Ремера...
Совершенно неподражаемо изображено то познание жизни , которое проходит обладатель вожделенного вида на жительства: и затхловатый мир представителей первой волны русской эмиграции, и террариум русской эмигрантской газеты, и биржа труда, и те формы, в которые отливается любовь-симпатия...
Человек разочаровывается в своих доморощенных представлениях о потребительском и свободно-интеллектуальном рае, который якобы должен был его ожидать, и становиться внешним практичным сероватым клерком. Внутри же у него, ученого-психоаналитика, рождается чудовищная психическая опухоль, которая ежедневно пожирает его, как орел пожирал печень Прометея: герой перестал быть внешне русским-советским, но не стал "западным" - и оттого ему так недороги все те внешние яркие погремушки, которыми он стал волен обладать.

По уровню провидческой глубины осознания проблемы этот фильм в значительной степени сроден "Вехам", когда художник и мыслитель во время затишья смог разглядеть во внешне спокойной глади ужас надвигающегося гибельного урагана.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments