Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Categories:

Крокодил 1986 № 1 (449) "Задержите вздох восхищения...."

ЗАДЕРЖИТЕ ВЗДОХ ВОСХИЩЕНИЯ


Самолет идет на Нижневартовск. За иллюминатором над голубой бездной ревут турбины. Рвется из них освобожден­ ная энергия тюменской нефти. Это она под­няла над землей и бросила в стремительный полет многотонную махину самолета.

А внизу, в недрах земли, скрыта колыбель этой энергии, ее истоки. Труден к ним путь. Как в старых сказках к волшебному сокровищу—за семью морями, за семью замками и т. д.

И вот буровая куста 1241 Управления буровых работ № 2—огромный свищ в теле земли, обсаженный стальными трубами. А над трубами—вышка, постоянно живущая в зябкой тряске. На ее нижней площадке огромной стальной жабой притаилась лебедка, от малейшего движения которой скрипят и стонут вышкины суставы.

В скрежете металла, хватающем за сердце лязге труб четко и размеренно движутся фигурки буровиков. Ни одного лишнего движения — на него нет ни времени, ни сил. Все рассчитано до мелочей.

Специальный стальной ключ подхватывает трубу и начинает крутить ее, как кавалер даму в аргентинском танго. Но задержите вздох восхищения вместе с мыслью о далеко шагнувшей технике.

— Ключ АКБ-Зм для свинчивания и развинчивания труб — пенсионер со стажем,—говорит председатель профкома В. Кирьянов.— Он стар, как и тот ключ, что запрятан в сказочном ларце. Он непригоден для разных диаметров труб. А это очень тормозит работу буровиков...

Выпускает это чудо техники Волгоградский завод буровой техники.

Правда, есть новый ключ. Он испытывается на Варьеганском нефтяном месторождении и показывает неплохие результаты. Но испытания его затягиваются. Из-за отсутствия запасных частей для замены вышедших из строя.

Однако запчасти — это все же деталь.

— Буровые установки—сложнейшее хозяйство, но оно не укомплектовано слесарными мастерскими,—говорит буровой мастер Александр Вопленко.— Ремонтируем оборудование где придется и чем придется...

Хотя тульский Левша и был большой мастер, но перед буровиком и он скинул бы шапку. Отремонтировать механизм на буровой без слесарной мастерской несравненно труднее, чем подковать блоху в нормальных производственных условиях

А между тем в комплекте буровой установки, поставляемой нефтяникам Волгоградским заводом буровой техники, слесарная мастерская не предусмотрена. Зато предусмотрены буровые насосы — богатыри Бр Н-1 и У8-6МА-2. Любо глянуть на них! Этакие механизмища, около 20 тонн весом каждый. Полплатформы нужно такому для перевозки. Нефтяникам для этих насосов отдельные склады надо строить с надежной крышей. Чтобы от длительного хранения ржа не взяла дорогую машину. Почему длительного? Да потому, что не нужны эти насосы тюменским буровикам. По причине их малой мощности. Но в комплект буровой насосы входят, и потому везут их через полстраны в Нижневартовск, где нефтяники не знают, как от них избавиться. А нужные насосы приходится доставать на стороне, кто где сможет. И происходит это все при полной невозмутимости Миннефтепрома СССР...

А теперь хочется внести небольшой вклад в развитие организованного туризма. Хочется заказать самую крупную экскурсию для работников Волгоградского завода буровой техники и «Уралмаша». Большой соблазн в один из зимних месяцев посадить их в самолет и доставить на Самотлорское нефтяное месторождение.

Там они увидят, каково работать на выпускаемых ими буровых установках в холодное время года. Рабочие площадки не имеют обшивки, защищающей буровиков от непогоды. Заводчане, видимо, полагают, что обшивка вовсе не обязательна, поскольку разгоряченному работой нефтянику приятно подставить лицо прохладному январскому ветерку с температурой минус 50 градусов.

Главным нефтяным районом страны давно стал Север, но промышленность все продолжает гнать буровые установки, предназначенные исключительно для южных районов, где буровикам требуется лишь белый тент над головой для защиты от обжигающих лучей солнца.

— А знаете, на что тратит львиную долю своей энергии буровик?—задает неожиданный вопрос Александр Вопленко и тут же отвечает: — В основном на передвижение в спецовке, которую предлагает ему управление «Союзглавспецодежда» Госснаба СССР.

Оказывается, промокшая от рабочего раствора роба на ветру замерзает и превращается в панцирь наподобие черепашьего. Везут на тюменскую землю и толстые, непрактичные рукавицы с наклеенными поролоновыми прокладками, годные разве что для хоккейных вратарей.

Есть удобные меховые рукавицы, но с тряпочным покрытием. Проходит месяц-другой, и создается впечатление, что рукавицей забавлялась стая бродячих собак. А выдаются рукавицы на 12 месяцев.

— Многие наши поставщики, вероятно, привыкли, что нефть добывают только в Баку,—с грустной иронией говорит Вопленко.— Пора бы перестроиться...

Буровой мастер прав. Давно пора. Кстати, вы помните слова из популярной песенки: «У леса на опушке жила зима в избушке...»? Так вот, в текст вкралась неточность. Точно установлено, что зима живет не в избушке, а в вагончиках-бытовках, поставляемых нефтяникам Тюмени рядом предприятий Волгоградской, Архангельской областей и Мордовской АССР.

Сделаны эти вагончики из древесностружечных плит и стекловолокна, обшитых жестяными листами. В них хорошо морозить зимой сибирские пельмени, но жить людям...

Вот и берутся нефтяники за топоры и пилы, строят завалинки, утепляют стены, чтобы сделать пригодными для жизни свои вагончики- «рефрижераторы».

Погода благоприятствовала моему визиту на буровую. В голубом тюменском небе сверкал расплавленный пятачок солнца.

«А вдруг дождь да еще со снегом?» —поежившись, подумал я и обратился с вопросом к В. Кирьянову:

— Ну, а сушилки для буровиков хорошие? — Заводских сушилок для буровиков вообще нет,—нахмурился Владимир Николаевич.—Сооружаем сами.

«Понятно,—подумал я.—Вероятно, большая часть оборудования, поступающего нефтяникам, должна иметь пометку на ящиках «Сделай сам!». Ну, может быть, и не «сделай», но, во всяком случае, «переделай». Видимо, это разновидность заботы о досуге промысловиков, потому что в рабочее время заниматься переделками невозможно».

Распрощавшись с Вопленко, Кирьяновым и рабочими буровой, я в тот же день вылетел из Нижневартовска в Тюмень. Под крылом плыли нефтеносные просторы. Какое богатство в наших руках! Но, читатель, задержите еще раз вздох восхищения. Давайте подумаем, насколько больше нефти смогли бы добыть тюменские промысловики, если бы им не пришлось мастерить завалинки для вагончиков или «выбивать» пригодные насосы для буровой...


Тюменская область














Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments