Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Михаил Михайлович Пришвин

Prishvin[1]

          Михаил Михаилович Пришвин родился в 1873 году. Когда я впервые прочитал эту дату, то отметил, что мы с ним - ровесники, только с разницей ровно в сто лет. И потом  почему-то  захотелось сравнить и нерадостные даты: писатель умер  в 1954...Хм, если будет полная аналогия, то тогда ...
       
         Литературная судьба  писателя удивительна.
         Он получил заметное , и заслуженное признание ещев начале  в 20-го века, уже в достаточно зрелом возрасте.
        Тематика его определилась раз и навсегда - это  собственные впечатления от русской природы, которые, кзалось, ничем не вытеснялись:начиная с " В краю непуганных птиц" и "За волшебным колобком" и вплоть до самой смерти , до " Осударевой дороги" ( пятьдесят лет без малого!) он не менял своей темы. Не менял ее вполне искренне, она не была у него натужно- вымученной, хотя вот назвать его  прозу совсем свободной при советской власти нельзя; все-таки если  в "Волшебном колобке" он описывает настоящие портреты, характеры поморов, то в "Осударевой дороге" такие портреты редки; там  герои чаще всего являются отражением  собственно авторских мыслей, нежели  картинками с натуры.
          Пришвин пережил две мировые войны, , а в Первой мировой - так был даже воекором; но эта чась жизни его совсем не тронула, а если и заинтересовала, то самую малость. Прочитать его "Голубую стрекозу", так окажется, что война - это весьма далекий фон для человеческого переживания и страданий !
          Во время Отечественной войны   вовсе не был примен в  каком -нибудь оренбурговском духе, даже - наоборот. Война  пришла к нему в виде ленинградских детей, с которыми тот столкнулся в эвакуации, а шедевром стала "Кладовая солнца". Там война если и упоминается, то вскользь, и сюжет ничуть бы не пострадал, если бы ее вообще не было...
         Пришвин умудрился достаточно плавно перейти  их России "серебрянного века" в Россию сталинскую - да перейти так, что в итоге он стал классиком соцреализма ( правда, специфического), обрел и признание, и почет, и материальный достаток, и любимый образ жизни.
         Ему не пришлось участвовать в писательских подковерных играх в Союзе писателей, он ни на кого не доносил, и не участвовал в литературном администрировании; сам он, удивительное дело, не становился объектом травли, и не угодил под косу репрессий; на него не сочиняли даже глупых доносов...
         Но в тоже время нельзя Михаила Михаиловича  назвать слепым.
        С 1905 года, и до самой смерти он ведет дневники , которые сам он назвал самым ценным своим наследием. А в них - в них было немало и критики, и нелицеприятных отзывов с оценками наблюдаемых им событий и лиц ! При всем при этом - оппозиционером он не был ни капли.
       
     В семейной жизни,да и влюбви,он был несчастен. Первый брак оказался насколько прочным, настолько же и источающим - доброе отношение к жене, и тут же- констатация того, что она никакой ни помощник в его творчестве, и не ценитель; а вот когда пришла любовь настоящая, то ощутить ее не осталось душевных сил... Такое страдание по настоящей любви  пронзительно  выразилось в его совсем недлинном рассказе "Фацелия"...

     Сейчас пришвина издают мало, но при этом я бы не сказал, что недостаточно: увы, его массовое восприятие  навечно слилось с амплуа "детского писателя", которого уже не  надо читатьв средних классах... очень жаль, но собственного массового читателя у Михаила Михайловича не осталось - ушел в прошлое его специфический изысканный язык, который так ценили что Паустовский, что Горький , и - ушел  небытие, растаял тот культурный  материк, на котром он жил.
      Новому обществу с новыми потребностями он оказался ненужен.Хотя вот, думаю, на это  он сам бы вряд ли обиделся - свое признание, и своих читателей он обрел  при жизни, и в полной мере...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments