В ТАКОМ РАЗРЕЗЕ
Если рассмотреть геологический разрез одного из красивейших уголков Приазовья—Аршинцевской косы, что находится близ Керчи, то получим следующую картину. Над древнейшими - 66 миллионов лет- породами мезозоя и палеогена лежат глины и известняки
миогена толщиной до шестидесяти метров. Двенадцать миллионов лет потребовалось природе, чтобы сформировать из ракушечника, глин и песчаников следующий слой. Полтора миллиона лет ушло на десятиметровый слой четвертичного периода. Зато, чтобы возник очередной слой, состоящий из стекла, консервных банок, ржавого железа, битого кирпича, штукатурки, мазута и прочего мусора, понадобилось всего четыре года.
Как нам удалось выяснить, главным мусорообразующим фактором на знаменитой Аршинцевской косе является деятельность пяти рыбообрабатывающих комбинатов: рыбколхозов «Красный десант », имени адмирала Нахимова, имени В.И.Ленина, Азовского рыбокомбината и Аршинцевского рыбообрабатывающего филиала «Керчьрыбпрома». Вся
эта приморская свалка покрыта мощным слоем рыбьей чешуи и внутренностей.
Не отстают от комбинатов и местные жители, облюбовавшие в качестве помойки береговую полосу. Еще три-четыре года назад здесь можно было купаться. Сегодня этот уникальный уголок природы превращен во всеазовскую свалку. Утверждают, что запах гниющей рыбы при попутном ветре доносится до самого Батуми.
Если рассмотреть это геологическое явление в административно-управленческом разрезе, то вместо одного разреза получится два. С одной стороны, руководство пяти комбинатов-загрязнителей и жители, оседлавшие косу, полагают, что Азовское море - это природная помойка, созданная исключительно для их нужд. С другой – Керченский горисполком, санэпидстанция и прочие уважаемые организации, призванные охранять окружающую среду, предпочитают роль постороннего наблюдателя.
Если так пойдет и дальше, то слой, на который природе понадобились бы миллионы лет, будет навален за какие- нибудь десятилетия и нанесен на геологические карты под названием «Керченский мерзозой».
Устин МАЛАПАГИН.
ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМЫ
Мы старательно экономим бумагу. Трясемся над каждой промокашкой. Сдаем чуть ли не центнер макулатуры, чтобы получить книжный талон. А получив желанную книгу, радуемся оттого, что, может быть, и наша промокашка ее породила. Но это в домашних условиях.
А на работе мы- бумажные экономы - зачастую становимся бумажными мотами. И в результате приходится тратить еще некоторое количество бумаги, чтобы обратиться, например, к работникам учебной части металлургического факультета Уральского политехнического института имени С. М. Кирова с предложением эту самую бумагу экономить.Там беда с формой 22 по имени «Экзаменационный лист №», на студенческом жаргоне именуемом «хвостовкой». Он необходим студентам- хвостистам для пересдачи экзаменов.
С этой формой происходит непонятная эволюция.
Сначала это была маленькая формочка величиной с девичью ладонь. Стала умещаться на мужской ладони с 1981 года. В 1983-м выросла до размеров тетрадного листа. А к 1984 году форма №22 выросла еще вдвое. Причем ее содержание и тираж в 50 000 экземпляров
остались неизменными.
Т. ГЛЕБОВА.
СЕЛО НАДВОЕ
Шесть лет назад шкодливые весенние воды унеси мост из села Новогореловки Кедаббкского района Азербайджанской ССР. Село оказалось разрезанным надвое глубоким оврагом.
- Противопоставим разбушевавшейся стихии организованность и оперативность! - взволнованно вскричали руководители Кедабекского райисполкома.
Не прошло и четырех лет, как к оврагу подвезли восемь труб. Еще через два года работники Кедабекского производственно- дорожного участка свалили трубы в овраг, чтобы через них протекала овражная речушка, а сверху завалили глиной и утрамбовали. Получился земляной мост. Месяц продержалась времянка, пока начавшиеся дожди не смыли с труб всю глину, и опять глубокая овражная щель разделила село надвое:_ Ранним утром, направляясь на работу, карабкались на четвереньках по склонам оврага жители села, чтобы повторить этот мучительный процесс поздним вечером.
На объездных дорогах в непогоду вязли трактора, и село осталось без транспорта. Плохо стало с продуктами, топливом.
Тогда жители села написали министру строительства и эксплуатации автомобильных дорог Азербайджанской ССР Р.Халасову. Министр дал строгое указание Кировабадскому дорожностроительному ремонтному тресту №1 разобраться и в месячный срок доложить.
Прошло всего три месяца, и по селу поползли слухи, что везут дополнительную партию труб. Их в Новогореловку действительно везли, но не довезли и бросили у соседнего села. А затем неутомимый Кедабекский производственно- дорожный участок подвез к оврагу для строительства моста полторы тонны цемента, где он вскоре благополучно намок и превратился в камень.
Было это ровно год назад, когда из Азербайджана откликнулись на выступление одной из центральных газет: строительство моста на стадии завершения. А по склонам оврага по сей день карабкаются жители Новогореловки...
С. БЛАГОДАРОВ.