ЛОЖЬ ДЛЯ «ТРЕТЬЕГО МИРА»
Бвана еще со школы твердо знал, что «сначала было слово», а все остальное как-то добавилось позже. Поэтому с уважением и верой относился к печатному слову, тем более что непечатных слов в языке его племени не числилось. Бывает же такое...
Но вот беда! На языке его племени газеты не издавались. Поэтому приходилось верить в печатное слово на английском языке. И Бвана верил. До поры до времени. Пока с ним не приключилась любопытная история, о которой речь пойдет чуть позже.
А пока расскажем о Литгоу. Он тоже живет в Африке и говорит на том же языке, что и Бвана, но знает и французский. Это потому, что он учился во французской школе. Оба африканца принадлежат к одному племени, а живут в разных, хотя и соседних странах. Вот какая история с географией получается. Говорят, что когда-то Уинстон Черчилль за чашечкой кофе решил судьбу этих стран со своим французским коллегой. Закурив сигару, английский премьер провел ногтем по карте, и Бвана с Литгоу оказались в разных странах. Бывает же такое...
Но речь не об этом. А о том, что и с Литгоу тоже приключилась любопытная история, после которой ему трудно верить печатному французскому слову.
Но давайте по порядку. Итак," и Бвана, и Литгоу, читая свои газеты, одинаково удивлялись. Например, их удивляло, что после пометки «Рейтер» (в одной стране) или «Франс Пресс» (в другой стране) обязательно следовал текст (если речь шла, скажем, об экономике), превозносивший до небес преимущества капитализма в Африке и извергавший хулу и проклятия на социализм. Правда, удивляться Бвана и Литгоу стали не сразу. Даже, наоборот, сначала они возрадовались. Но со временем, постепенно, оглядевшись вокруг, задумались: «Если при капитализме все так хорошо, то почему же у нас все так плохо, хотя у нас именно этот самый хороший капитализм, а не тот самый плохой социализм?» Подумали, но дальше бередить себя не стали. Не может же печатное слово так откровенно лгать!
Эх, Бвана, эх, Литгоу! Хорошие вы ребята и читать на иностранных языках умеете, а ведь кое-чего не знаете. Например, что значат начальные буквы латинского алфавита—А, В, С. А ведь они означают многое. В кое-каких странах «третьего мира» местные газеты и журналы разделены на три категории - А, В, С - соответственно поведению. Если ты паинька, печатаешь все, что ниспошлет тебе Рейтер, Франс Пресс и Ассошиэйтед Пресс, тебе отваливают дотации по разряду А, если ты критически мыслящий привереда, хватит с тебя и полдотации, а если ты строптивец, вообще пренебрегаешь информацией «оттуда», бог тебе подаст. Бывает же такое...
Конечно, не все с этим согласны, и случаются прямо конфузы. В одной жаркой стране в управление информации ворвались 48 разгневанных журналистов, представлявших газеты разряда В и С. Они разбили стекла и сломали дверь. Но оказывается, что дверь сломать легче, чем сломать информационный порядок, установленный еще при колониализме и оставшийся незыблемым до наших дней. И разбитые стекла ничего не изменили. Газеты бунтарей остались вовсе без субсидий и обанкротились. И такое бывает...
Да, об этом наши герои не знали и все еще верили печатному слову. И в один прекрасный день оба попались. Бвана прочитал сообщение агентства Ассошиэйтед Пресс, что в соседней стране благодаря западной помощи началсяэкономический бум и нужны рабочие
руки. А в его стране царила (он об этом знал по себе) безработица. Бвана прочитал это сообщение, а заодно и то, что в соседней стране некто Литгоу продает свой дом. Бвана решил продать свой дом и двинуть за рубеж. И надо же было случиться, что Литгоу (тоже безработный) прочитал сообщение Франс Пресс о буме в соседней стране. Он увидел объявление Бваны и... Дальше сами понимаете, оба переехали, и оба оказались при пиковом интересе у разбитых корыт.
Теперь они выступают за новый информационный порядок, за объективное отражение печатью, радио и телевидением событий, происходящих в африканских странах, за борьбу против диктата западных агентств, обманывающих народы развивающихся стран. Оба копят по крохам деньги, оба мечтают когда-нибудь вернуться домой.
Но непросто это, ох как непросто. И здесь в нашей истории появляется третье действующее лицо. Зовут его «дядя Сэм». Да, да, тот самый. С бородкой. Американскому дяде совсем не хочется, чтобы жители Азии, Африки и Латинской Америки знали «правду-
только правду и ничего, кроме правды», как клянутся на библии в стране дяди Сэма. Означенный дядя еще клянется в том, что он выступает за «свободу слова», «свободный поток информации», «безцензурность» прессы и т. д. и т. п. Однако на голову Бване и Литгоу извергается довольно грязный поток информации, содержащей густую ложь и клевету о странах социализма. В этом потоке нет ничего о борьбе африканских народов против засилья американского капитала. Зато африканцы и азиаты могут «узнать», что они люди ленивые, несмышленые, что ими руководят «продажные лидеры» и что сами они из экономических бед не выкарабкаются. А значит, им остро требуется западная помощь.
И всей этой ложью, спрессованной в миллионах слов, пичкают жителей «третьего мира». Не удивляйтесь слову «миллионах». По данным ООН, четыре крупнейших западных информационных агентства - АП, ЮПИ, Рейтер и Франс Пресс- контролируют 80% информации, передаваемой в развивающиеся страны. Объем информации, передаваемой этими агентствами,- около 7 миллионов слов в день, в то время как во многих странах «третьего мира» нет даже своего единственного национального информационного агентства. Семь миллионов слов, и ни слова правды, когда речь идет о серьезных национальных проблемах!
Особенно усердствует дядя Сэм, афишируя «американский образ жизни ». Недавно в Вашингтоне учредили так называемый «Фонд за открытую информацию и ответственность». Так вот, профессор Нью-йоркского университета Уильям Престон докопался, что эта «открытая» информация готовится, оплачивается и рассылается в «третий мир» из зашторенных кабинетов Центрального разведывательного управления США. Так черным по белому и написал профессор: «За этой вывеской действуют спецслужбы США, проводящие тайные подрывные операции за рубежом». Вот ведь как бывает...
Надо ли удивляться после этого, что дядя Сэм и его союзники ужасно не хотят, чтобы ЮНЕСКО субсидировала создание национальных информагентств в развивающихся странах. Дядя Сэм даже стукнул по столу и вышел из ЮНЕСКО - пусть, мол, она не вмешивается в такие дела, а занимается африканским балетом.
Но нет, не получается. Недавно афроазиатский блок в ООН вновь ребром поставил вопрос о создании нового информационного порядка, то есть о развитии национальных средств массовой информации, чтобы не петь с чужого голоса, а говорить правду своим людям, на своем языке.
Так что у наших героев - Бваны и Литгоу - не все потеряно. Они услышат слово правды. Но этого, конечно, надо не только ждать. За это надо бороться.

