КОНЬЯКХАНА
Расскажу одну историю.В 1963 году меня и трех моих коллег командировали на Памир. Первую остановку мы сделали в населенном пункте Комсомолабад. В центре высится огромный чинар, которому, как говорили, много сотен лет. Под его раскидистой кроной расположилась чайхана.
Один из моих спутников сказал, что не плохо бы принять по сто граммчиков, и достал пузырек со спиртом. Попросили мы у чайханщика пиалы. Владелец пузырька начал разливать. Вдруг чайханщик прыжком тигра подскочил к нам и мертвой хваткой вцепился в грудь того, кто разливал. Он что-то с возмущением кричал и тряс беднягу, как ради яблочек трясут яблоню. Едва разняли. Чайханщик, ворча, забрал пиалы и ушел.
Оказалось, что в чайхане не пьют спиртного. И то, что мы решили пропустить всего лишь по сто граммчиков, чайханщик счел оскорблением чайханы и его лично. Хотя мы и не промочили горло, но очень нам понравился хозяин чайханы.
И вот спустя многие годы я по делам службы снова приехал на Памир. Со своими спутниками из местных заглянул под тот же чинар, в ту же чайхану. Рассказал им давнюю историю о несостоявшейся здесь выпивке. Они начали посмеиваться, но как-то уж очень иронически. Причину их иронии я не понял и спросил, об этом.
- Сейчас увидишь,— ответили мне. Позвали чайханщика. Попросили четыре порции люля-кебаба.
- А что пить будете? — спросил он.
Я ушам не поверил. А он снова:
- Что будете пить: водку, коньяк, что?
Только в этот момент мой взгляд упал на прилавок, и я увидел батарею спиртных напитков всех сортов.
- М-да,- сказал я,— теперь и здесь можно начинать борьбу с пьянством.
- Уже борются,— сказал чайханщик.- Так что предпочитаете, коньячок или водочку?
Б. БИЦОЕВ,
г. Душанбе.
