Один мой знакомый как-то сказал: нельзя быть начальником, если ты никогда не ездил на лошади. В тот же год я сел на лошадь и понял, что он прав. Почему? Да потому, что лошадь - это здоровенный агрегат, который может тебя запросто сбросить, и она решает нести тебя или нет. То есть чтобы куда-то доехать, ты с лошадью должен так или иначе договориться: она тебе свое, ты ей свое, в итоге консенсус, который выгоден скорее тебе, но консенсус (это важно!). Как договориться это вопрос отдельный, но воспринимать ее как некую сторону ты должен, если тебе конечно ехать, а не шашечки нужны. По факту вы едете вместе!
Уже позже, когда дочь пошла в школу, я стал председателем родительского комитета. Из этой должности я вынес массу впечатлений, но одна вещь меня зацепила сразу. Где-то 70-80% коллектива было безразлично то, что я делаю. Обратная связь от них была нулевая и возникала только тогда, когдя я сам ее инициировал. При том, что я занимался вещами по идее значимыми (хоть и мелкими) поскольку вроде как дети наше всё. Однако обсуждения внутри по различным вопросам зачастую бывали очень бурными, хотя инициировались и проходили преимущественно внутри меньшей части коллектива. И тут была очень хорошо заметна другая яркая черта: мы очень плохо умеем договариваться друг с другом. Обсуждения (не всегда, но сравнительно часто) скатываются в голые эмоции и пока обе стороны не выдохнутся, они ни к чему не придут. Нам очень трудно принять внутри себя, что у человека может быть иное мнение, и он может при этом не быть мудаком.
И я на практике убедился в простой истине: мы имеем власть, которую заслуживаем. Ну подумайте сами: как всадник может понять лошадь, 80% которой вечно молчит? А 20% не могут договориться друг с другом и считают несогласных с собой оппонентов мудаками только от того, что те придерживаются другой политической платформы? Да мы хуже лошади! Обратная связь от нас нулевая, а мелкими взвизгами отдельных несогласных по факту можно пренебречь. Я бы на месте всадника просто плюнул на всё и ехал, куда мне надо. А вы?