Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Category:

Проблема качества при социализме

А ведь она, проблема качества, вполне была. И была она с самого начала - и до самого конца.Особенностью её было то, что удовлетворительного решения она, увы, не имела.
Олег Макаренко в своем блоге привел очень хорошую цитату из воспоминаний Владимира Давыдовича Шварца, на которого я уже ссылался по другому поводу. Напомню, товарищ Шварц работал в СССР мастером, начальником разных цехов, главным инженером, ГИПом и, наконец, начальником отдела техники безопасности министерства:

"…мне как резинщику известно, что такое скоростные варки стали. Это то же самое, что скоростные варки резинотехнических изделий, то есть воровство режимов. В результате — выпуск большего количества дряни. То есть та сталь, которая выполнена не по нормам, не по правилам, а быстрее — она некачественная. Так же те же шины, те же резинотехнические изделия, выполненные в сокращенном режиме вулканизации, у них ходимость ниже нормативной, и расходы значительно больше. Это одна из причин дефицита всего, потому что всё так делалось, абсолютно всё.

Все изделия, которые в стране, в любой отрасли промышленности, были режимными, то есть выполнялись по режиму, начиная с изделий химии, со всяких химических материалов, которые мы потребляли в резиновой промышленности в очень больших количествах — у нас же сотни наименований ингредиентов химических входило в состав резиновой смеси — так там тоже всё это делалось так же. Мне могут сказать: "Как же так, на всех… на вулканизационном оборудовании устанавливались контрольно-измерительные приборы и так далее, задавался режим, пятое-десятое?". Да, все было так. Но режим-то задавался кем? Человеком! Каким человеком? В резиновой промышленности — киповцем, то есть рабочим цеха КИП, контрольно-измерительных приборов. Попросил его прессовщик там: ты на минутку… Предположим, режим — восемь минут вулканизации, а ты сделай семь минут. Он сделал семь минут.

Через семь минут пресс открылся — украли одну минуту. А изделие то недовулканизировано! Ходимость у него хуже, зато рабочий за смену сколько минут набирал? Арифметика-то простая. В каждой варке может быть изделий сто — а может быть одно. Если одно крупное, там, конечно, сложнее, там не восемь минут, а час может быть вулканизация.

…И так было всё. Главное, во всех официальных установках по плану указывались штуки, или тонны, или квадратные метры. Качество не учитывалось нигде! Не было такого показателя официального, как качество. Да был ОТК — отдел технического контроля, был контроль резиновых смесей, так же воровали при изготовлении резиновых смесей, то есть уже на стадии изготовления резиновой смеси. Она шла дальше на переработку уже, чтобы из неё получили изделия, чтобы она превратилась в резину. А пока это резиновая смесь — это еще не резина, в ней ещё пока только пластичные свойства, а надо эластичные получить в процессе вулканизации. Так она уже шла туда недоперемешанная, недоделанная. Особенно этим грешили в ночных сменах: вальцовщик должен был от каждой заправки, от каждого беча — это называлось беч — от каждого беча резиновой смеси, от каждой заправки должен был вырезать после вальцевания небольшой кусочек резины и тут же отправить на экспресс-контроль.

Экспресс-контроль находился в подготовительном цехе, это не центральная заводская лаборатория, а вот такой экспресс-контроль. Там за несколько минут проверяли по физико-механическим свойствам эту резину, и он выполнял все абсолютно точно на первой варке, но вырезал не один кусок, а вырезал столько кусков, сколько он бечей должен был сделать за смену, скажем, десять, а в следующей варке он воровал режим, а нёс кусочек от той, первой. В результате он выполнял норму примерно за час до конца рабочего дня, и, если это ночная смена — кто-то уходил домой втихаря, а кто-то продолжал работать и выполнял сверх нормы. То есть вот, вульгарно говоря, предположим, он за смену должен был сделать десять заправок, десять бечей. Он делал одиннадцать, скажем так.

Значит, что нужно было сделать с этим рабочим? Нужно было его наказывать, лишать премии, относить за его счёт брак? Ничего подобного! Газеты о таком рабочем писали как о герое, который перекрыл норму. Я, когда читал в газете о скоростных плавках с фамилиями, с присвоением звания Героя Соцтруда, мне было и смешно и грустно, и хотелось тем, кто это пишет, просто сказать: "Какие же вы идиоты, что вы делаете — воспеваете воров, жуликов, и потом сами же покупаете автомобиль, шины, которые ходят по 20 тысяч километров, а то и того не ходят. И прочие изделия выходят из строя гораздо раньше — и ремни вентиляторные, и вообще всё — на автомобилях, которыми вы пользуетесь. То же самое в промышленности: эти же изделия... Ведь ремни не только для автомобилей — это же и для станков, транспортёрная лента, для шахтеров — вообще для промышленности. Так ведь то же самое! Для авиации — и то воровали. Потом какой-нибудь шланг из-за этого мог выйти и выходил из строя, и авария — самолет падал, люди погибали. Вот так работала советская промышленность. Все перевыполняли всё, брали повышенные обязательства...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments