Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Categories:

Нытье по советскому прошлому ( по г. Иванкиной)

Зина-Корзина пишет:

  • У моей мамы была приятельница – тётя Лариса (имя, как уже говорилось - изменено). Сколько я помню, дама постоянно жаловалась на существующие реалии – в 1970-1980-х её не устраивал социализм, потом она принялась ненавидеть западников-реформаторов. Всё бы хорошо, да только Лариса Ивановна была ярой поклонницей Перестройки и лично Бориса Николаевича, казавшегося ей лучом света в тоннеле, увы, никуда не ведущем. Да, в конце 1970-х годов тётя Лариса мечтала купить импортные сапоги какого-то шикарно-буржуйского оттенка, но чеков Внешпосылторга у неё не водилось, а толкаться по очередям ей не дозволяла гордость.


  • Какая-то дивная очередь эпохи Мих.Горбачёва. Взято из соцсетей.

    «Почему я должна стоять три часа на ветру только ради того, чтобы заполучить красивую вещь? А не нравится – иди к спекулянткам!?» - риторически вопрошала тётя Лариса и подытоживала: «Надоели эти торгаши! В нормальном обществе можно купить любую шмотку безо всяких унижений!» Точно так же тёть-Лара ненавидела парторгов и месткомовских Шурочек, достающих всё по блату. Потом, уже в сыто-гламурных 2000-х всё та же мадам, ставшая активной бабушкой, возмущалась запредельными ценами на… всё те же сапоги.

    Разумеется, и обувная мода сделала 20 витков, и даже строй изменился – но осталось главное: полыхающее недовольство и беда с очередными сапогами. Надо ли говорить, что в Ларисиной картине мира социализм и капитализм резко поменялись местами, и «вороватый бизнес» превратился в коллективного рептилоида, лишающего хомо-сапиенсов права на сапоги. Зато начались долгоиграющие воспоминания о том, как славно мы жили при пятизвёздочном генсеке.


  • Карикатура из сатирического журнала. Дамы, импорт, сапоги (о, конечно). Взято у denis_strebkov

    ...Знавала я и другую резвую фемину - уже из моего поколения, восторженно обмиравшую при виде журнала Burda Moden и листавшую его с каким-то завистливым остервенением. «Живут же люди!» - приговаривала Рита (имя опять изменено) и добавляла: «А мы за каждой тряпкой ходим к фарцовщикам и живём в хлеву!» Особенную мазохистскую радость ей доставила фраза о тенях для век «цвета шампанского», которые полагалось нанести в качестве финального аккорда в репрезентативно-вечернем макияже.

    Перестройка, подарившая всем девам русскоязычную «Бурду» с иллюстрациями дольче-виты, пронеслась, как вихрь. В стреляющих-1990-х Рита пыталась делать «свой business», прогорела, потеряла деньги и хорошо, что осталась в живых. Сейчас она уверяет себя и окружающих, что всегда мечтала о созидательном труде и полётах в космос, а проклятый Горбачёв-Ельцин лишили её дивного будущего.


  • На лицах - вожделение и что-то ещё. Личный скан из альбома, посвящённого одной выставке в Музее Москвы.

    Рита вовсе не побирается – она недурно пристроена и до недавнего ковид-периода постоянно ездила за границу. Но – недовольна! «Тряпки есть, а качества нет! Колбасы – 150 видов, а жрать невозможно! Квартиру дочери купить – долговое рабство!» И тут же принимается вопить, что её-то родителям квартиру дали бесплатно и – какую! А тогда – в 1980-х годах – модница-капризница плевалась в сторону «совка». Теперь она точно так же плюёт в направлении «этой страны».

    А вот и бывший фарцовщик – из тех, кто бойко вертелся в условиях распределительной системы. Кирилл (да, имя тоже изменено) в начале 1980-х немножко учился в техническом вузе – именно так – немножко учился, а в свободное от радиотехники время торговал кроссовками Adidas, помадами Lancome - со златою розой на упаковке, «Бурдами», «Плейбоями» и штанами из денима, который в позднем СССР был «гораздо больше, чем деним». Заокеанским джинсам тогда поклонялись с дремучей истовостью папуасов.


  • Радостные девчонки с первой русскоязычной Бурдой. Надеюсь, они не такие, как Ритуля. Взято из соцсетей.

    Кирилла нервировала Советская Власть – у него к ней были культурно-эстетические претензии. Ему, как и Остапу Бендеру, было скучно строить социализм. Нынче дедуля Кир бегает на все митинги КПРФ и бесится, врубая телеящик: «Одна чернуха! Одни девки в нижнем белье!» Опа! Мужик, приторговывавший не токмо ГДРовским неглиже, но и привозными «Плейбоями», за что мог загреметь в тюрягу – особливо при Андропове, теперь полыхает от гнева при виде каких-то неправильных девок. Родной, ты же сам хотел это видеть и констатировал, поигрывая пачкой «Мальборы», что в Буржуинстве 100 каналов ТВ. Держи свою сотню да не рыдай. Ан нет.

    Для таких людей ностальгия по СССР является удобным подспорьем в их безбрежном нытье. Уверена, что многие фанаты социализма лукавят – им не СССР хочется вернуть, а покричать о несправедливости буржуазного строя, который они сами когда-то лихо выбрали. Разговоры о том, что человеку свойственно менять убеждения и просыпаться от длительного «сна разума» - пустой и вредоносный трёп. Все эти люди не засыпали и не просыпались – они когда-то в детстве приняли единственно-верную для себя стратегию – быть брюзгами.


  • Карикатура из сатирического журнала. Приоритеты позднесоветского хомо-сапиенса. Сейчас он, скорее всего, ноет, что не доживёт до пенсии. Взято у denis_strebkov

    Если их переместить на недельку в «развитой социализм», они тут же запросятся обратно – к блудливому телеэкрану и бездельным соцсетям. Не космос влечёт и даже не профсоюзные путёвки в Гагры с трехразовым сытным питанием, а желание стенать и – ругаться. Главное понять, что от общественного строя ничего не зависит – кому было хреново при Советах, ровно так же уныло и теперь. «Что пройдёт – то будет мило», - утверждал Пушкин, с изяществом объясняя природу ностальгии. Оно, конечно, мило. И чудесно. И – уютно. Плохо другое – превращение ностальгических ощущений в повод для стенаний.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments