

Пришла очередь и самому Селевку выйти на сцену !
Перенесемся теперь на Ближний Восток : все-таки цивилизационным центром мира в ту эпоху считался все-таки он и Греция, Республика заявит свои притязания только лет сорок спустя, после Второй пунической войны. Так вот в этом году на Востоке, так же как и на западе, окончилась война, получившая в истории название Третьей Сирийской («Лаодикейская»). Эта война продолжалась почти шесть лет, и шла между птолемеевским Египтом, в котором правил третий царь династии Лагидов Птолемей III Эвергет I, и царством Селевкидов, с таким же молодым правителем Cелевком II Калинником («Победителем»). Причиной ее стала династическая смута между правящими в этих государствах владыками, помноженная на давнее соревнование этих государств на право доминировать в Средиземноморье. Победы Птолемея сменились контрнаступлением Антиоха, которое тоже, в свою очередь, заглохло у Келесерии; города Дамаск и Орхозия с начала войны так и оставались неприступными для египетских войск, и могли быть использованы Селевком для развития контрнаступления, если ты к тому фортуна вдруг оказала милость, и селевкидский владыка стал обладать военной силой, достаточной для продолжения натиска на недавно еще победоносный Египет.
Селевкидское царство было достаточно финансово истощено войной после того, как Птолемей выгреб сокровищницы в Антиохии, а в самом Египте тоже произошли волнения, не позволившее царю ни лично руководить войсками на фронте, ни рассчитывать на подкрепления. Мир был заключен, и в итоге он оказался гораздо выгоднее именно для Египта. По нему Птолемей приобретал очень важный порт Селевкие Пиерейскую, и ранее потерянные во Второй Сирийской войне Келесирию, побережье Малой Азии – Памфилию и Ликию, с богатыми городами-полисами, часть Карии, Геллеспонт, и фракийское побережье.
А для Селевка Калинника этот мир, пусть и в позорном, «брестском» варианте был очень нужен ! Ибо внешнеполитические проблемы сыпались на него как мешка: за время противостояния с Птолемеем на востоке державы оформились и откололись сатрапии: Парфиена, в которой власть перешла к вождям мятежных парфянских племен Аршаком и Тиридатом, и Бактриана, в которой сатрап Диодот I фактически игнорировал центральную власть.
Последствия мирного договора сказались не только на двух великих державах. Свом дивиденды получил и Родос. Разбив египетский флот под командованием Хремонида, он оказал Селевку II очень значительную услугу. После заключения мира Селевк II вознаградил его уступкой Стратоникеи и Кавна в Карии, которые давали ежегодно до 120 талантов дохода. При том, что Родос оставался независмым государством, такая вот уступка со стороны Селевка была вовсе не признаком слабости; на Средиземном море создавался антиптолемеевский форпост, настроенный к Селевкидам более чем дружелюбно.
Но пока вот самую большая опасность назревала в богатой Малой Азии, в котором доминировал Эфес. Там мать Cелевка II Лаодика в прошлом году решила заменить ранее ею же выдвинутого на престол старшего сына Селевка II на сына младшего – 15-тилетнего Антигона. Тот принял тронное имя Антиоха, и стал фактическим правителем всей Малой Азии. Это стало своеобразным « минированием» местности перед отходом Птолемея III. Этот царь сделал ставку на раскол царской селевкидской семьи, организовав помощь для младшего сына Лаодики дипломатическую помощь для вступления в права владыки Киликии. Ему же Птолемей передал права погибшего сына его сестры Береники на всю Азию, что давало предпосылки к гражданской войне ( эта война и разразилась после окончания Третей Сирийской войны). Итак, парадоксальным образом в союзе сошлись брат убитой Береники, начавший под флагом мести за сестры войну против Лаодики и ее ставленника, и … сама Лаодика ! Но и Селевк не остался в одиночестве, на его сторону перешли престарелый отец Лаодики Ахей, и брат Лаодики Андромах. Союз этот укрепился тем, что Селевк женился на дочери Андромаха.
Он же начал чеканить собственную монету, и опять же перестал подчиняться центральной власти. А это было самой серьезной угрозой! Впрочем, ее разрешение произойдет только в последующие годы. В отличие от Птолемея III Эвергета I , ему не придется до конца жизни почивать на лаврах. Увы, судьба никогда не будет давать этому царю покоя.
Для Селевкидов итоги войны были неутешительными: пришлось уступить Египту часть Сирии, в Анатолии фактически правил Антиох Гиеракс (позже эти территории были захвачены царём Пергама Аталлом I ), бывшие восточные провинции Бактрия и Парфия находились в руках независимых правителей.
241 год может считаться символической датой рождения Пергамского царства. Прообраз этой страны стал ясен еще после смерти Александра Македонского, когда наместники-правители этого города с прилегающей областью фактически не подчинялся Селевкидам. После смерти правителя Эвмена власть принял Аттал I, который провозгласил независимость подчиненных ему земель от Селевкидов, будь то Антиох или Селевк, и начал добиваться официального признания от стран-соседей. Аттал не был ни египетской, ни македонской креатурой, и изначально стал проводить независимую политику.