



Это тоже один из первых советских танков:
в 1933 году на вооружение БТВ РККА под названием "малый плавающий танк Т-37А" была принята совершенно новая машина.
Танк имел клепаный (или сварной) герметичный корпус из катаных броневых листов. Трансмиссия располагалась в передней части корпуса, механик-водитель располагался слева, командир (он же стрелок) — справа по ходу движения.
Двигатель – все тот же автомобильный "Форд-АА" как у Т-27, располагался сзади, вдоль оси танка.
Для увеличения плавучести к надгусеничным полкам крепились поплавки, заполненные пробкой.
За время серийного производства было выпущено 1909 линейных танков, 643 радиотанка Т-37 ТУ с радиостанциями, а также 75 так называемых "химических" танков с огнеметной установкой.
Как так быстро наши конструкторы смогли поставить армии новую машину?
Танк имел клепаный корытообразный корпус и башню с пулеметом, заимствованную у 6-тонного Vickers Model А. Плавучесть машины обеспечивалась за счет водоизмещения корпуса и установленных вдоль его бортов массивных поплавков из бальсы. Да-да, той самой древесины из Южной Америки, из которой через 20 лет построил свой знаменитый плот «Кон-Тики» Тур Хейердал.
Но танк ко двору Его Величества не пришелся. Поэтому фирма Vickers как и в случае с 6-тонным танком Vickers Model А, рассчитывала на зарубежные заказы из стран "второго мира". И покупатели нашлись, пусть и не в таком количестве, как хотелось бы.
Восемь танков были приобретены руководством Управления механизации и моторизации РККА и в 1932 году танки прибыли в СССР. А прибыв, были распределены на полигон НИБТ в Кубинку и по заводам. С целью вдумчивого изучения.
Тут надо отметить, что покупка английских танков выглядит сегодня как некая страховка. «В Англии ружья кирпичом не чистють», потому там все лучше.
На самом-то деле, когда «Викерсы» прибыли в Советский Союз, у нас уже полным ходом шли испытания образцов ТРЕХ танков данного направления, Т-33, Т-41 и Т-37. Поэтому говорить о том, что большинство технических решений первых отечественных плавающих танков было скопировано у «Викерса» неверно.
На деле новая машина была симбиозом трех образцов. Было решено, что танк по компоновке будет аналогичен Т-41, но с подвеской от Т-37. От «Викерса» была позаимствована плавучая часть
Помогли и на этот раз коварные англичане.
В конце 1930 года на уже известной нам английской фирме Vickers Armstrong разработали проект легкого плавающего танка. Первоначально новая машина именовалась в документах, как "Vickecrs-Carden-Loyd amphibious tank". Танк-амфибия.
Первые два Т-37А с радиостанциями были готовы осенью 1933 года и участвовали в ноябрьском параде на Красной площади.
Боевое крещение танки получили в ходе конфликтов на Дальнем Востоке. Но использовались они там весьма ограничено и нельзя сказать, что эффективно. В ходе боев на р. Халхин-Гол с мая по октябрь 1939 г. было потеряно 17 машин.
Т-37А приняли участие в "освободительном" походе РККА в Западную Украину и Белоруссию в составе стрелковых и кавалерийских частей как машины поддержки и разведки. В эпизодических боестолкновениях с польскими войсками танки показали себя не очень. О действиях танков-амфибий в ходе польской кампании говорилось, что они, как машины разведки, не соответствуют поставленным им задачам. В ходе всей операции они не успевали за танками Т-26, которые быстроходными точно не назовешь. Танки Т-37А в ходе маршей часто выходили из строя, отставали даже от пехотных подразделений.
Пришлось Т-37А принять участие в боевых действиях с Финляндией. Это была самая неудачная попытка применения танков-амфибий, поскольку время года просто сводило на нет все достоинство плавающего танка.
В целом в условиях специфичного ТВД на Карельском перешейке маломощные, слабобронированные и легковооруженные плавающие танки показали себя неважно. Корпуса танков разрушались от взрыва противопехотных мин, броня пробивалась огнем противотанковых ружей. Почти везде танки-амфибии несли тяжелые потери и часто выходили из строя по техническим причинам.
А дальше была Великая Отечественная…
Стоит напомнить, наверное, что ту войну бронетанковые войска РККА встречали механизированными корпусами. Громоздкими и плохо управляемыми, но в составе каждого корпуса должны были быть по штату 17 плавающих танков. Хотя где-то их не было вообще, а где-то больше чем нужно.
По состоянию на 1 июня 1941 года в Красной Армии имелось 2331 танк Т-37А. Далеко не все эти машины пребывали в боевой готовности, значительное количество было в ремонте или резерве. Основная масса танков была потеряна в первый же месяц боев. Главным образом, танки бросали или подрывали свои же экипажи из-за поломок и неисправностей. Лишь в считанных случаях, при грамотном использовании, этим машинам удавалось оказать эффективную поддержку нашей пехоте.
Вся проблема заключалась именно в том, что толково использовать плавающий танк надо было уметь. Если же ознакомиться с нашими (да и немецкими) мемуарами, становится понятно, что бросать Т-37А в контратаку, поддерживая пехоту – просто идиотизм. Т-37А хороши против пехоты и мотоциклов, например, но абсолютно бесполезны, если у противника была хотя бы одно 37-мм орудие или танк с 20-мм пушкой.
Так что неудивительно, что к весне 1942 года Т-37А в боевых частях осталось очень мало. Но на Ленинградском фронте Т-37А держались достаточно долго, примерно до конца 1943 года. Там, в Ленинграде, имелась возможность ремонта машин на местных предприятиях.
На Ленинградском фронте была проведена одна из двух проведенных за всю войну операций (вторая проводилась в 1944 году на Карельском фронте), в которой плавающие танки использовались для форсирования водной преграды и захвата плацдарма на противоположном берегу.
Одна из двух вышеназванных операций — операция по форсированию Невы началась ночью 26 сентября 1942 года. В первом эшелоне шла рота ОЛТБ — 10 машин. В 4.30 танки спустились к воде, при этом один из них сломался, а у двух других при маневрировании слетели гусеницы (позднее их эвакуировали в тыл). Оставшиеся семь машин вошли в Неву и устремились к левому берегу.
Немцы, заметив переправу, осветили реку ракетами и открыли сильный артиллерийский, минометный и пулеметный огонь по танкам. В результате на левый берег вышло всего три танка. Но из-за того, что пехота 70-й стрелковой дивизии задержалась с переправой, все три машины были быстро подбиты. Их экипажи попытались вплавь переправится на правый берег, но в воде были расстреляны противником и погибли.
Дольше всего Т-37А провоевали на Карельском фронте. К лету 1944 года все оставшиеся в строю Т-37А, а также машины, переданные с Ленинградского фронта, были сведены в 92-й отдельный танковый полк. В ходе подготовки к наступлению в Карелии, командование фронта приняло решение использовать этот полк "для форсирования реки Свирь и захвата плацдарма с целью обеспечения переправы остальных войск". Эта операция стала вторым (и самым удачным) эпизодом, в котором плавающие танки использовались для переправы через водную преграду.
Совместно с 92-м танковым полком, имевшим к 18 июля 1944 года 40 Т-37А и Т-38, должен был действовать 275-й отдельный моторизованный батальон особого назначения (ОМБОН), насчитывавший 100 автомобилей-амфибий Ford GPA, полученных из США по программе ленд-лиза.
Операция началась утром 21 июля 1944 года. Началу переправы через реку Свирь предшествовала мощная артиллерийская подготовка, длившаяся 3 часа 20 минут. За 40 — 50 минут до окончания артогня 92-й танковый полк занял исходные позиции.
Одновременно на берег реки вышли 338, 339 и 378-й гвардейские тяжелые самоходно-артиллерийские полки (63 ИСУ-152). Танки и автомобили-амфибии с десантом автоматчиков и саперов, начали переправу еще до окончания артиллерийской подготовки. Ведя огонь из пулеметов с хода, машины быстро достигли противоположного берега. При поддержке огня тяжелых самоходных полков, ведущих огонь прямой наводкой по ДЗОТам и огневым точкам противника, плавающие танки преодолели проволочные заграждения, три линии траншей и при поддержке десанта с автомобилей-амфибий завязали бой в глубине захваченного плацдарма.
Мощная артиллерийская подготовка и внезапность атаки плавающих танков и автомобилей-амфибий не позволили противнику использовать все огневые средства и обеспечили быстрый захват правого берега реки Свирь на фронте до 4 километров. При этом потери 92-го танкового полка составили всего 5 машин. В дальнейшем, по мере переправы стрелковых частей и расширения плацдарма, к вечеру 23 июля на правый берег Свири переправили танковую бригаду, танковый полк и четыре самоходно-артиллерийских полка, которые расширили и углубили прорыв.
Операция по форсированию реки Свирь стала последним известным эпизодом участия советских плавающих танков в Великой Отечественной войне.
Итог. Итог, скажем так, нерадостный. Идея была хороша. Танк получился. Но правильно применить плавающие танки удалось всего ДВА раза за 4 года войны. Из них один раз – успешно.