Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Categories:

Танк Т-18( МС-1)

Вот такую модель первого советского серийного танка Т-18 ( МС-1) собрали мы с Матвеем:




В конструкции Т-18 или МС-1 («Малый сопровождения», модель 1-я) явно прослеживается все тот же старина «Рено» FT-17. Именно эта машина стала опорной при производстве всех вышеперечисленных моделей.

Но деваться было некуда, в Российской империи танков не было вообще, поэтому оставался только путь лицензионного производства. Для чего во Франции была закуплена официальная лицензия на производство FT-17.

В 1924 году Комиссией по танкостроительству были разработаны требования к танку сопровождения пехоты.

В соответствии с ними предполагалось создание танка массой в 3 тонны, с вооружением из 37-мм пушки или пулемёта, 16-мм бронёй и максимальной скоростью в 12 км/ч.

При этом с 1924 года шло активное изучение трофейных иностранных танков. Более других советским военспецам приглянулся итальянский «Фиат 3000», являвшийся творением на базе «Рено-17».

Весной 1925 года, после рассмотрения проекта в штабе РККА, требования были скорректированы: допустимая масса танка была увеличена до 5 тонн, чтобы обеспечить размещение более мощного двигателя и одновременную установку пушки, и пулемёта.

К марту 1927 года был закончен первый прототип, получивший индекс Т-16. Танк-прототип был очень похож на «Рено-17», но имел меньшую длину корпуса, меньшую массу и лучшую подвижность. Но главное – танк был значительно дешевле, чем первенец советского танкопрома «Танк М».


Испытания, правда, выявили огромное количество недостатков, и прототип одобрен не был.

Второй прототип, при постройке которого были учтены все замечания, был закончен к маю 1927 года и пошел на испытания под индексом Т-18. Испытания закончились успешно, и в июне 1927 года танк был принят на вооружение под обозначением «малый танк сопровождения обр. 1927 г.» (МС-1) или Т-18.


Боевые испытания показали недостаточную мощность осколочно-фугасного снаряда 37-мм пушки, но в целом танки отработали удачно.

К началу 1938 года, находившиеся в строю Т-18 достигли крайней степени износа. Однако, вместо утилизации и отправки на металлолом танкам была уготована иная участь.

Распоряжением наркома вооружений Ванникова от 2 марта 1939 года все оставшиеся в строю Т-18 были сняты с вооружения, и 700 из них были переданы в распоряжение укрепрайонов военных округов.

На деле еще с 1934 года началось оборудование укрепрайонов Ленинградского военного округа 160-ю списанными танками Т-18 в качестве БОТов – бронированных огневых точек.

Переданные укрепрайонам танки подлежали перевооружению на спарки пулемётов ДТ, ДА-2 либо на 45-мм пушки образца 1932 г.

Из неисправных танков демонтировались двигатели и трансмиссия, а бронекорпуса закапывались по башню в землю или просто устанавливались в качестве БОТ у мостов, перекрёстков дорог и в других удобных для обороны местах.

Те танки, которые еще могли двигаться и находились в удовлетворительном техническом состоянии, придавались гарнизонам укрепрайонов для использования в качестве подвижных огневых точек.

Превращённые в доты Т-18 были в основном сосредоточены на западных границах СССР, однако довольно значительное (около 140) количество было также установлено в системе укреплений в районе озера Хасан, где в 1938 году проходили бои с Японией.

Сведения о боевом применении Т-18 в Великой Отечественной войне в основном носят отрывочный характер. В большинстве своём танки, сосредоточенные на западных границах СССР, были уничтожены или захвачены в первые дни или недели войны, хотя немногочисленные экземпляры использовались несколько дольше.

Танки Т-18 и БОТ на их основе сражались с врагом в укрепрайонах. Известно о боях с их участием в Осовецком, Владимиро-Волынском и Минском Укрепрайонах.


Tags: модели техники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments