Когда слышишь горестные вздохи, то про армию ( "ах какая у нас была могучая и совеменная армия после войны!!!", или там про среднее образование - "Эх, какую физику нам преподавали ! Помню еще, стихотворение Пушкина- как его... ну.. это... да.. "Письмо Татьяны Онегину" учили !") - то нетрудно заметить, что тоска идет именно о том, что... составило кальку с организационных предреволюционных государственных структур.
Когда большевики пришли к власти - то настало вовсе не тишь да гладь, когда детей " бывших людей" вышвыривали на окраину жизни, а первые места за партами занимали дети иных слоёв населения, то начался именно что пир всяких новых экспериментов, в сочетании с самой отвратительной смесью учебы и политической пропаганды. Некоторый порядок начали наводить после войны, что бы в итоге всё плавно эволюционировало к блаженной памяти 1970-80 годам, иными словами, к образцам столетней давности.
А пока же у дореволюционных интеллигентов классической закваски челюсти падали от того, что они наблюдали в новой школе, которая пришла на смену старой, гнусной и гадкой:
" 28 ноября 1936 г.Вчера был в двух новых школах. Одна рядом с нами тут же на Манежном. Пошел в 3-й класс. Ужас. Ребята ничего не знают — тетрадки у них изодранные, безграмотность страшная. А учительница ясно говорит: тристо. И ставит отметки за дисциплину, хотя слово дисциплина пишется школьниками так:
дистеплина
десцыплина
и проч. Дети ей ненавистны, она глядит на них как на каторжников. А в другой школе, на Кирочной (вместо церкви), — я попал на Пушкинский вечер. <...> Потом вышел учитель Скрябин — и заявил, что Пушкин был революционер и что он подготовил... Сталинскую Конституцию, так как был реалист и написал стихотворение... «Вишня». Все наркомпросовские пошлости о Пушкине собраны в один пучок.
Автор дневниковой записи -Корней Чуковский.