Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Почему они не возвращаются

Сильным аргументом тех, кто является сторонником лозунга " пора валить!" является апелляция к положительному опыту уже уехавших : " А вот же они уехали ! И вот, хорошо устроились ! И назад не хотят ! и очень довольны !". И ведь не поспоришь, а поспорить зачастую надо бы.
Выводом из изложения такого вот положительного опыта обычно является то, что вот-де, в России условия жизни плохие, а за бугром - хорошие, при которых человек, почти не напрягаясь, может достичь результатов ( уровня жизни), в разы превосходящего российский. Так ли это ?
И да, и нет.
Мне самому такая ситуация очень напомнила собственный опыт наблюдения подобного же переселения, только в российских условиях.
Волею судеб и работодателя в прошлом году мне пришлось немало поездить по рязанским селам, решая всякие земельные вопросы.В этих поездках я сделал немало наблюдений за так называемой "низовой" народной жизнью, то есть за тем, как живут обычные селяне, занимающиеся не торговлей, а именно что сельским хозяйством.
Подавляющая часть живет, конечно же, бедновато. В первую руку это касается одиноких старушек, или просто престарелых семейных пар: те просто немощны, и работать не могут. Если же в доме есть мужик, не страдающий запоями, и сколь-ниубдь трудолюбивый, то ситуация уже иная: на дворе можно увидеть коров или коз, всяких гусей, индюков и кур, есть немаленький возделанный огород, сам хозяин постоянно возится с трактором, хозяйственные постройки совсем не ветхие, зачатую есть хоть и не дорогое, хоть и б/у, но авто.
А есть и иная категория мужчин - тем, которым " труд упорный тошен". Эти и составляют основное число мобильных внутренних эмигрантов: легко едут что в Рязань, что в Москву. В этих крупных городах они вовсе не бомжуют, а вполне себе устраиваются: кто охранником, кто сторожем, кто разнорабочим, кто на стройку. Получают они деньги не бог весть какие, но зачастую побольше, чем у родных пенатов. Судьба заработанного тоже известна: все тратится на наем квартиры или комнаты, выпивку и городские развлечения. Порой такие выходцы приезжают погостить домой, в село. Тут уж и льются рассказы про вольготную, замечательно оплачиваемую и легкую городкую жизнь ! И слушателей то находится немало, хотя рассудительные селяне видят, что у такого городского счастливчика имущества не здорово прибавится, разве что " понтовые" куртку с джинсами обновит, оттого совсем массового переселения не происходит.
Зато вот эффект - ну вот аналогия зарубежному: человек уезжает в благословенную страну за счастливой жизнью, по его словам - эту жизнь и получает, и возвращаться не думает.
А возвращаться - так уже и невозможно. Отвычка от деревенского труда приходит быстро, а привыкнуть к нему - так ох как тяжело ! И остается им, перелетным птицам, только рассказывать про красоты этих городов-миллионииков, да про то, как они ловко встроились в цивилизованную жизнь, да про то, какой кайф они от нее, жизни, получают.
Посмотрите и на нашу массовую эмиграцию - ну разве может она похвастаться именно массовым характером достижений? Да, здорово себя чувствует лондонская диаспора приватизаторов: ее красивая жизнь обеспечивается трудом русских предприятий, и русских ресурсов. Неплохо себя чувствуют некоторые виды профессий, типа айтишников, но их успех - очаговый, в Силиконовой долине они, скажем, нужны, а в Испании - так уже и нет; хорошо устраиваются и некоторые научные сотрудники, "попавшие в струю" спроса,но основная часть наших ВУЗовских преподавателей-исследователей может в лучшем случае подцепить зарубежный грант, проваландаться года полтора в Европе, и потом вернуться в родные палестины, оплакивая свою долю, и рассказывая всем, " как его ценили в Кембридже".
А вот массовые дяди Васи и тёти Лены ( не-приватизаторы и не-айтишники) - они-то могут работать в Европе ? Да, могут, и таких там подавляющее большинство: это персонал общепита, это проститутки, это малоквалифицированный рабочий труд на стройке, производстве и сельском хозяйстве ( там мечта - стать помощников мелкого надсмоторщика), это всякая полукриминальная публика, это беби-ситтеры и ситтеры с пожилыми и инвалидами, уборщики. Таких вот бывших советских людей по миру- сотни тысяч ( миллионы ?). Их всех вела мечта - присосаться к западному потребительскому раю, найти для себя местечко для обеспеченного существования и непыльной работы, откуда можно присылать оставшимся в России родственникам свои фото с улыбающимися лицами на фоне Колизея или там Эйфелевой башни.
Рассказы же - обычно такой же оптимистичности ( и такой же топорности), как в репортажах спецкоров про успешное колхозное строительство в тридцатые годы.
На деле же радости, увы, немного, теневая сторна, типа этой http://wek.com.ua/article/51825/, тщательно ретушируется, свой "жизненный успех" раскрашивается и разблещивается.
Впрочем, "целевая группа" для таких рассказов как раз таки есть: взять то же сообщество "pora valit": нагнетание чернухи под родными осинами, и воспевание рая под пальмами.
И в родных условиях, судари вы мои, можно пристойно жить, а вот рай под пальмами - так он и не для нас выдуман, место вы себе там зарезервировать не сможете.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments