Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Почему они не возвращаются

Сильным аргументом тех, кто является сторонником лозунга " пора валить!" является апелляция к положительному опыту уже уехавших : " А вот же они уехали ! И вот, хорошо устроились ! И назад не хотят ! и очень довольны !". И ведь не поспоришь, а поспорить зачастую надо бы.
Выводом из изложения такого вот положительного опыта обычно является то, что вот-де, в России условия жизни плохие, а за бугром - хорошие, при которых человек, почти не напрягаясь, может достичь результатов ( уровня жизни), в разы превосходящего российский. Так ли это ?
И да, и нет.
Мне самому такая ситуация очень напомнила собственный опыт наблюдения подобного же переселения, только в российских условиях.
Волею судеб и работодателя в прошлом году мне пришлось немало поездить по рязанским селам, решая всякие земельные вопросы.В этих поездках я сделал немало наблюдений за так называемой "низовой" народной жизнью, то есть за тем, как живут обычные селяне, занимающиеся не торговлей, а именно что сельским хозяйством.
Подавляющая часть живет, конечно же, бедновато. В первую руку это касается одиноких старушек, или просто престарелых семейных пар: те просто немощны, и работать не могут. Если же в доме есть мужик, не страдающий запоями, и сколь-ниубдь трудолюбивый, то ситуация уже иная: на дворе можно увидеть коров или коз, всяких гусей, индюков и кур, есть немаленький возделанный огород, сам хозяин постоянно возится с трактором, хозяйственные постройки совсем не ветхие, зачатую есть хоть и не дорогое, хоть и б/у, но авто.
А есть и иная категория мужчин - тем, которым " труд упорный тошен". Эти и составляют основное число мобильных внутренних эмигрантов: легко едут что в Рязань, что в Москву. В этих крупных городах они вовсе не бомжуют, а вполне себе устраиваются: кто охранником, кто сторожем, кто разнорабочим, кто на стройку. Получают они деньги не бог весть какие, но зачастую побольше, чем у родных пенатов. Судьба заработанного тоже известна: все тратится на наем квартиры или комнаты, выпивку и городские развлечения. Порой такие выходцы приезжают погостить домой, в село. Тут уж и льются рассказы про вольготную, замечательно оплачиваемую и легкую городкую жизнь ! И слушателей то находится немало, хотя рассудительные селяне видят, что у такого городского счастливчика имущества не здорово прибавится, разве что " понтовые" куртку с джинсами обновит, оттого совсем массового переселения не происходит.
Зато вот эффект - ну вот аналогия зарубежному: человек уезжает в благословенную страну за счастливой жизнью, по его словам - эту жизнь и получает, и возвращаться не думает.
А возвращаться - так уже и невозможно. Отвычка от деревенского труда приходит быстро, а привыкнуть к нему - так ох как тяжело ! И остается им, перелетным птицам, только рассказывать про красоты этих городов-миллионииков, да про то, как они ловко встроились в цивилизованную жизнь, да про то, какой кайф они от нее, жизни, получают.
Посмотрите и на нашу массовую эмиграцию - ну разве может она похвастаться именно массовым характером достижений? Да, здорово себя чувствует лондонская диаспора приватизаторов: ее красивая жизнь обеспечивается трудом русских предприятий, и русских ресурсов. Неплохо себя чувствуют некоторые виды профессий, типа айтишников, но их успех - очаговый, в Силиконовой долине они, скажем, нужны, а в Испании - так уже и нет; хорошо устраиваются и некоторые научные сотрудники, "попавшие в струю" спроса,но основная часть наших ВУЗовских преподавателей-исследователей может в лучшем случае подцепить зарубежный грант, проваландаться года полтора в Европе, и потом вернуться в родные палестины, оплакивая свою долю, и рассказывая всем, " как его ценили в Кембридже".
А вот массовые дяди Васи и тёти Лены ( не-приватизаторы и не-айтишники) - они-то могут работать в Европе ? Да, могут, и таких там подавляющее большинство: это персонал общепита, это проститутки, это малоквалифицированный рабочий труд на стройке, производстве и сельском хозяйстве ( там мечта - стать помощников мелкого надсмоторщика), это всякая полукриминальная публика, это беби-ситтеры и ситтеры с пожилыми и инвалидами, уборщики. Таких вот бывших советских людей по миру- сотни тысяч ( миллионы ?). Их всех вела мечта - присосаться к западному потребительскому раю, найти для себя местечко для обеспеченного существования и непыльной работы, откуда можно присылать оставшимся в России родственникам свои фото с улыбающимися лицами на фоне Колизея или там Эйфелевой башни.
Рассказы же - обычно такой же оптимистичности ( и такой же топорности), как в репортажах спецкоров про успешное колхозное строительство в тридцатые годы.
На деле же радости, увы, немного, теневая сторна, типа этой http://wek.com.ua/article/51825/, тщательно ретушируется, свой "жизненный успех" раскрашивается и разблещивается.
Впрочем, "целевая группа" для таких рассказов как раз таки есть: взять то же сообщество "pora valit": нагнетание чернухи под родными осинами, и воспевание рая под пальмами.
И в родных условиях, судари вы мои, можно пристойно жить, а вот рай под пальмами - так он и не для нас выдуман, место вы себе там зарезервировать не сможете.
Subscribe

  • Крокодил 1986 № 23(903) " Пурга над Диксоном"

    ПУРГА НАД ДИКСОНОМ Вернувшись с кустового совещания, директор завода железобетонных конструкций Петр Иванович Казарцев обнаружил на своем столе…

  • Про дроновую атаку

    В нашем подмосковном городе меня несколько удивил интересный шум , который слышали дважды, примерно в 6.30 и в 6.45 утра, когда вышел с сыном делать…

  • Реализм. Утро над Москвой.

    Мясникова Анастасия Сергеевна (1905-1988) «Утро над Москвой» 1956

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments