
- порой о росте какого либо нового явления мы начинаем знать с момента начала его изучения.
А до этого - ухитряемся не видеть. То есть подсознанием понимаем, что оно есть, а вот осмысливать получается только тогда, когда об этом кто-то авторитетный заявит, или там масс-медия начнут всем мозги промывать.
Так вот, примерно такая же ситуация сейчас с буллингом - новомодным термином, обозначающим травлю в коллективе. Обычно выделяют детский буллинг, и это немудрено: дети, во-первых, агрессивнее и малоопытней взрослых, во-вторых - последсвия выглядят гораздо тяжелей.
А я вот припомнил свою школьную учебу в разных самых школах,и вдруг обнаружил, что буллинг, оказывается, был всегда !
Да вот, всегда. Только как проблема он не осознавался, просто этот вопрос решали в текущем порядке, всякие педагогические писатели или не сочиняли ничего по этому поводу, или, или там "слегка касались".
Травимых детей в классе я наблюдал, но громко не возмущался, и проявлял сочувствие только тогда, когда обижаемый был моим другом; причем старался делать это приватно.
Самого меня не травили, и я лишь однажды попал под общеклассный игнор, когда весь коллектив ну практически на ровном месте взъелся на новую классную руководительницу, учительницу истории. Заводилы класса начали испытывать её " на слабо", а она взяла, да не поддалась. В итоге ей устроили обструкцию, да не простую, а инициаторы даже на листочке написали заявление директору школы о том, что весь класс не хочет видеть учительницу нашим классныи руководителем ! Вот тут то я, человек робкий и малорешительный, сам открыто возмутился происходящим, подписывать бумагу отказался, и громко заявил, что учитель поступала правильно ! И я готов это подтвердить перед директором ! В итоге получил угрожающий рев, махание кулками перед носом ( я был в очках, и очень опасался ударов в лицо), пару раз меня подвинули плечом, и... всё ! Дня три я плохо спал, переволновался, а потом время сделало свое дело: конфликт как то рассосался, зла на меня никто затаивал, и учительница. Елена Николаевна, стала весьма неплохим классным руководителем.
Школьных писхологов в те времена не было, так что разбиралась завуч, никого не наказали, да никого и не поддержали.
Сейчас мне кажется, что это плохо - такое позднее осознание проблемы. Дети ведь были далеко не все с сильным характером, и если коллектив на кого-то ополчится, то запросто могли и сломать человека. Я наблюдал, что с такими бывало: ничего хорошего. Люди изменялись не в лучшую сторону, начинали как-то мстить обидчикам, сами переходили на творение гадостей, а в лучшем случае уходили во внутреннюю эмиграцию: одиноко сидели за какой-нибудь крайней партой, с отсутствующим взглядом, и полным равнодушием что к коллективу, что к учебе. С ними не хотели дружить, и сами он не тянулись к общению. Таких вот становилось жалко. А как помочь - я не знал. А помочь, наверное , было можно, и сейчас сыдно становится, что вот уткнулся в свое тогдашнее общественное благополучие, и - всё, сам себе и радовался.
Оттого пронзительнее было впечатление о фильме "Чучело". В те позднесоветские времена целыми классами ходили в кинотеатры смотреть на такие вот "проблемные" фильмы ( с ходу припоминаются еще "Плюмбум" с "Ночным экипажем"), но - для классного часа, даже для школьного сочинения тема есть, да, а вот для осознания того, что это вобщем-то общая, постоянная проблема детских коллективов - нет, не доросли тогда.