Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Categories:

Тьмы низких истин нам дороже...


У творчества Анатолия Рыбакова очень интересная особенность:
- автор сочинял и для взрослых, и для детей.
Его "взрослые произведения", писательство которых началось еще в сталинские послевоенные годы, читателю в советское время были не слишком-то известны. Общество его восприняло именно как детского писателя приключенческих повестей, с революционно-романтической основой - все эти "Кортик", "Бронзовая птица", да приключения Кроша.
Слов нет, написано увлекательно и мастерски. И кинематографисты это оценили - все это экранизировалось, и дети, мои ровесники, смотрели эти кинофильмы с большим удовольствием.
То, что к середине 1960-х Анатолий Рыбаков состоялся как хороший писатель, отрицать никак нельзя. Хотя, наверное, неожиданно для себя, именно в детском творческом амплуа.
Но... отметить надо еще вот что.
Сюжеты его произведений в большей части выдуманные. Понятно, что он то и дело вплетает в них реальные случаи, но это именно как дополнение. На самом деле никаких белогвардейцев-бандитов, которые тайно уничтожают своих сослуживцев ради охоты за чужими сокровищами, не было.
А во то, что было на самом деле - так это тоже описано, в его трилогии "Дети Арбата".
Это превосходная автобиография, и тоже читается легко,и увлекательно, и чувствуется , что автор тут тоже с удовольствием пишет о своих минувших перипетиях, как Солженицын в "Архипелаге", "Круге первом" и "Раковом корпусе". Но традиция восприятия общественного мнения отчего-то изначально записала его именно... в конъюнктурщики, который решил прославится таким вот макаром в годы горбачевской литературной оттепели.
Читательская аудитория, с большим удовольствием оценившая его советские детские произведения, сделала вид, что "Детей Арбата" не было ! то есть были, да, но говорить об этом неловко, и потому не надо.
Вот в "Кортике" да Кроше - там да, правильные характеры бьются против понятных и родных злодейств.

И вышла ситуация, как в сказке Андерсена, когда тень присвоила себе статус живого человека, а человеку отдала свой подчиненный и неживой статус, и ничего с этим поделать нельзя: читатель рад читать яркую выдумку, и опасливо, чуть ли не с гадливостью, обходит правду.
Статус и репутация стали жить своей жизнью, и еще хорошо, что на жизнь самого писателя как живого человека они, в общем-то, не сильно и повлияли.

Советское общество требовало красивую и увлекательную сказку о своем детстве, и оно ее получило.
А вот взрослеть - не захотело.
И автор, пришедший к нему с правдивой историей своих страданий, остался непонят и маловостребован.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments