Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Category:

Русские в Детройте ( страницы истории, по Зензинову)

Русская колония в Детройте — одна из самых больших в Америке, в ней считают от 30 до 35 тысяч человек. Огромное большинство из Гродненской, Минской, Волынской, Могилевской и Смоленской губ.- но не мало также имеется выходцев из Черниговской и Саратовской. Рост русской колонии стремителен, как и рост самого города. Заработки в Детройте одни из наиболее высоких в Америке - это и явилось причиной, почему за первыми русскими пионерами сюда вскоре потянулись и другие. Огромное большинство работает на механических заводах - особенно много в Детройте автомобильных заводов, больше чем в каком либо другом американском городе;. русская масса преимущественно состоит из заводских рабочих - надо добавить: по своим занятиям, а не по своему происхождению - ибо физическим трудом здесь занята интеллигенция наравне с профессиональными рабочими.

Интересную в политическом отношении страничку из истории русской колонии в Детройте нарисовал мне один местный русский старожил. Огромное большинство русской колонии - до 20 тысяч - состояло из русских, православных (не евреи и не поляки). Жили тихо, старинным укладом, группировались вокруг четырех русских церквей; в течение 15-20 лет до революции руководили жизнью колонии «церковники» (их были тысячи), сплоченные в особую организацию. Их миросозерцанием были самодержавие, православие и народность, в комнатах висели портреты царской фамилии и Иоанна Кронштадского, но активной политической программы они не исповедывали и не проводили - жили, как до переселения в Америку жили их отцы и деды.
До 1917 года Америка большевиков почти че знала. Правда, имелось во время войны так называемое «интернационалистское течение», выступавшее против войны. К нему, между прочим, принадлежал и живший в то время в Америке Бухарин, сотрудничавший в русской газете «Новый Мир», выходившей в Нью- Йорке. В газете преобладали меньшевики. Ловким фортелем Бухарин ввел в управление газеты латышей, которые выбросили из нее, согласно бухаринским инструкциям, меньшевиков, и в начале 1917 г. редакция «Нового Мира» сформировалась в следующем составе: Бухарин, Троцкий, Вейнштейн (тот самый чичеринский!), Володарский. С этого момента газета стала «интернационалистской», а позднее и открыто большевистской. Интернационалистское течение, особенно сильно проявлялось в Нью-Йорке и в Чикаго. В 1916 году оно проявилось и в Детройте, а в конце этого года показались уже и большевики. С началом революции «Новый Мир» стал называть себя большевистским.

В 1916 году в Детройте был организован так наз. «Русский Отдел Американской Социалистической Партии», куда вошли социалисты, интернационалисты и большевики.

Февральская революция вызвала среди русской рабочей колонии Детройта огромное воодушевление - в этом подъеме потонули все политические разногласия. Движение это захватило даже «церковников» - они стали прислушиваться к «безбожникам», стали посещать их митинги и нередко сами приглашали к себе лекторов, которых просили читать им доклады на политические темы. Раскол в колонии начался с момента октябрьского переворота. Постепенно увлечение большевизмом сделалось почти повальным, все анархисты - которые в Детройте имели почти такие же сильные организации, как и социалисты - весь их «Союз русских рабочих», слились с большевиками. Через два месяца после октября в Детройте было в колонии уже определенное засилие большевиков. Об'единенная группа с.р. и с.д.меньшевиков в ноябре 1917 года вышла из Американской Социалистической Партии (ее «Русского Отдела»), которая стала склоняться на сторону большевиков.

Перекрашивание в большевиков среди русской колонии сделалось повальным и приняло чрезвычайно своеобразные формы. Часть колонии, несомненно, была запугана. - «Нет красной книжки (членская книжка Американской Социалистической Партии, сделавшейся к тому времени почти открыто большевистской), не сумеешь вернуться в Россию», - говорили большевики.
- «А сделаешься большевиком, можешь быть и министром - грамоты для этого не надо»... - Темной невежественной массе втолковывалось, что ее темнота является даже преимуществом - по крайней мере, это, мол, указывает, что вышел из народа.... Один такой новоиспеченный большевик даже публично заявил: «я горжусь тем, что ничего не знаю».... Пропаганде этой подверглись и «церковники» - причем пропаганда велась самыми демагогическими средствами. Результаты получились удивительные - монархически - коммунистическая амальгама.
В итоге создался какойто церковный коммунизм, монархический большевизм. Из четырех церквей три церкви были забраны большевиками - в них продолжалась с благословения большевиков религиозная служба. Большевиком в конце 1917 года, после победы большевиков, сразу сделался церковник Банковский, председатель церковного комитета, ярый монархист - в 1919 году он уехал в Россию и поступил на службу в Чека. Открыто перешли к большевикам и были ими приняты два церковных старосты Шкурка и Галуза, «церковник» Подопригора; Галуза в качестве «коммуниста» работал затем в Москве. Там же действовал известный в Детройте монархист Гриневский (Губко). Осторожнее оказались черносотенцы - позднее «коммунисты» - Дайнека и Чернов - оба остались в Детройте. Любопытна карьера детройтского черносотенца Аноцкого - потом он находился

в Петербурге и следил за деятельностью... профессоров, чтобы не сказали чего против советской власти; Аноцкий - человек, конечно, неграмотный. Называли мне какую-то совсем анекдотическую фигуру с чеховской фамилией - Дудка; этот был вовсе темный человек - первое время по приезде в Детройт боялся сесть на трамвай - «лошадей нет, паровоза нет - как сядешь?» спрашивало это дитя природы. По своим политическим «убеждениям» был в Детройте черносотенцем - затем объявил себя коммунистом, уехал в Россию - там где-то «председательствовал». Таких случаев называли мне многое множество...

Период, в продолжение которого большевизм был в наибольшей силе и славе, продолжался с конца 1917 до середины 1919 года. 1 мая 1919 г. русскими большевиками в Детройте была даже произведена попытка... захвата власти. Вы не верите? Я тоже сначала не поверил. Но очевидцы рассказывают следующее. В этот день огромное большевистское собрание собралось в так называемом Немецком Зале (нужно сказать,что все время какие-то нити - симпатии или делового расчета? - связывали «интернационалистов», выступавших против войны, с немцами, затем связь эта продолжалась между немцами и большевиками, не трудно, конечно, понять, в чем тут было дело). Из Немецкого Зала демонстранты вышли на главную улицу Детройта - Woodward и в количестве не менее 10000 двинулись по направлению к главному городскому зданию Сity Hall; большинство демонстрантов состояло из русских, над головами у них развевались красные знамена с надписями «да здравствует коммунизм!» Мудрецы эти не на шутку думали о захвате Детройта и провозглашений в нем советской власти. Так, по крайней мере, в один голос утверждают все очевидцы этого, почти легендарного, но вместе с тем вполне исторического, события. Что они предполагали делать, утвердив здесь советскую власть, осталось неясным. Власти Детройта к этому движению отнеслись серьезно. На пути к City Hall они выстроили густую цепь полицейских, вооруженных резиновыми дубинками, а еще дальше, на прилегающих улицах, расположили несколько отрядов добровольцев - тут же стояли два броневых автомобиля, груженых револьверами и винтовками; эти «добровольцы» должны были выступить в том случае, если бы демонстрантам удалось прорвать цепь резиновых дубинок. Конечно, и полицейской силы оказалось достаточно, чтобы предотвратить утверждение «советской власти» в Детройте. Демонстранты были изрядно поколочены и манифестаций ликвидирована.

Этот нелепый эпизод с попыткой «захвата власти» 1 мая. 1919 года был апогеем расцвета большевизма в Детройте.

В конце 1918 или в начале 1919 г. открылась русская граница - все эти Аноцкие, Байковские, Галузы и Дудки поехали в Россию. Поехали перекрашенные в коммунистов черносотенцы, поехали простые русские люди - многие из них весьма темные, снедаемые тоской по родине, поехали и те, что искренне уверовали в большевизм. В глазах большинства большевизм был именно чем-то вроде веры. Всходы на этой почве порой были необыкновенные. Не как анекдот, а как подлинный факт - с наименованием фамилий, места и времени - рассказывают, что некоторые поехали в Россию с купленными в Америке.... портфелями, будучи глубоко убеждены, что им будут предоставлены места «министров» и «комиссаров»: ведь власть в России теперь рабочекрестьянская... Приехав в Россию, вся эта публика «рабочекрестьянскую» власть увидала воочию, могла на месте проверить, действительно ли молочные реки в кисельных берегах текут в советской России, как их в этом уверяли в Детройте большевики. Результаты оказались более чем естественные - американские паломники пережили жесточайшее разочарование в своих святынях. Разрешение поехать в Россию со стороны американских властей было, несомненно, мудрым шагом. Многие из этих паломников, всякими правдами и неправдами выбравшиеся опять из России и вернувшиеся в Детройт, являются сейчас самыми непримиримыми и жестокими врагами большевиков, видя, очевидно, в них тех, кто разрушили их святую мечту и над ней надругались .

Красочную историю рассказывали мне о некоем Курловиче, русском рабочем Детройта. Совсем безграмотный человек, он был распропангандирован большевиками и поехал вместе с другими в Россию за министерским портфелем, научился подписываться. - «Всякий рабочий может управлять», - уверенно твердил он. - Смотри, Курлович, - предупреждали его, - не напрасно ли поехал? - «Ничего, - уверенно отвечал Курлович, - эка беда, что грамоты не знаю - такого, как ты, возьму бумагу писать». - А если я тебе отставку напишу? - «А этого не видал? - на веревку хочешь?» - На границе у Курловича, как и у всех других «американцев», отобрали деньги, отобрали американскую обувь и одежду. Вместо этого выдали все «пролетарское». Три тысячи долларов пропали - «деньги теперь в коммуне не нужны - все даром получишь».Обуви и одежды также на полторы тысячи долларов пропало. Курлович ехал с семьей, собрав с собой все накопленное трудом добро. В Москве Курловичу дали место шофера - комиссаров возить. Терпеть для «рабоче -крестьянской» власти было бы можно, ему давали «бесплатно» обед, но зато семья его голодала. Он стал просить на него не обратили внимания, стал требовать - на него стали коситься. Наконец, не выдержал и на какомто митинге в Москве влез на трибуну и произнес речь, направленную против большевиков. Аргументация его была очень простая: «у нас в Америке миллионеры сами автомобилями управляют, а вы в коммунистической стране шоферов нанимаете комиссаров возить». - Были у него после этого выступления большие неприятности - место потерял, из Москвы должен был по добру по здорову убраться. Поехал к своим родным в Минск, по дороге его обокрали, а в деревне родные на него набросились с кулаками, так как там уже знали, что он «коммунист». С приключениями и затруднениями Курлович перебрался нелегально заграницу, вернулся теперь в Детройт, семью сумел перетащить в Польшу - ждет теперь ее обратно сюда. Прежде бранил Америку на чем свет стоит, теперь на второй день после возвращения взял для натурализации так называемые «первые бумаги».

Сейчас с Курловичем о России нельзя говорить - этот 40летний мужчина при одном упоминании о России плачет, как дитя; всех большевиков называет «жуликами» и при разговоре о них судорожно сжимает кулаки.

Таких Курловичей в Детройте сейчас не мало - для разрушения большевистской легенды они сделали больше, чем что бы то ни было другое. Немалую роль в этом направлении сделали и письма с родины, описывавшие прелести большевизма.

Другим ударом по большевистской легенде были деяния большевиков в самом Детройте. В период увлечения ими они создали «Общество медицинской помощи Советской России», которое собрало с русских рабочих изрядную сумму. Организаторы этих сборов, большевики Ровин и полк. Рустум-Бэк, начали в связи с этим вести в Детройте слишком широкую жизнь т кутили в ресторанах, раскатывали на автомобилях слишком много даже для Детройта, города автомобилей. Поползли слухи. 24 октября 1920 г. в Детройте было созвано торжественное «массовое собрание российских революционных рабочих объединенных организаций города Детройта», на котором дело это было разобрано и хищения обнаружены. Вынесен был протест, в котором говорилось: «из отчета оказалось, что г. Ровин, полк. Рустум- Бэк и им подобные только взывали к нашим больным чувствам и карманам, чтобы, мы больше давали денег, на которые бы они могли кушать дорогие обеды и раскатывать на прекрасных автомобилях, а сами оставались глухими на крики и вопли умирающих братьев в России... » Оказалось, что собрано было большевиками всего 7050 долларов (исключительно на «внутренние потребности» - в Россию не было послано ни одного цента), а в кассе вместо 2335 долларов обнаружено лишь... 129 долларов. Мне передали фотографический снимок с протокола ревизионной комиссии за подписями и печатями всех общественных организаций Детройта.

Каков был результат всех этих событий? Об этом не трудно догадаться. Вся русская общественность в Детройте разрушена - последние три четыре года среди огромной русской колонии Детройта царят апатия и уныние, общественые начинания не прививаются, от политики все отвернулись, организаций почти не существует. И это в то самое время, когда рядом живут и процветают колонии польская, чехо-словацкая, карпато- русская. Сильнее оказались церковники - их организация, состоящая сейчас из 40 человек, сумела прошлым летом откупить у большевиков за 600 долларов церковь, которую большевики в свое время захватили. А между тем какой огромной силой в деле возрождения России могла бы быть эта тридцатитысячная масса здоровых людей, впитавших в себя американские навыки работы, по большей части технически высоко квалифицированных и - что, может быть, всего важнее - мучительно тоскующи по родной земле!...

Впрочем, есть уже признаки, что периодщ, апатии проходит, и русская колония в Детройте, совершенно изжив большевизм, начинав с надеждами приглядываться к тому новому, что сейчас рождается в России под корой со ветской власти.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments