Максим (monetam) wrote,
Максим
monetam

Categories:

Про роль колхозного рынка ( по Холмогорову)

Кипит-шумит вечная блогерская баталия на тему "что ели в СССР".
Защитники Советского Строя прибегли к прекрасному аргументу: в СССР ЕДА была, но не в магазине, а на рынке. Да, в магазине не было, а на рынке всё было - не плачьте!
Особый цинизм этого ответа в том, что в СССР не должно было быть никаких рынков. Ни колхозных, ни кустарных, ни каких-то еще.
Рынок, как и деньги, был отрыжкой капитализма, пережитком НЭП-а, его не должно было существовать, как не должно было существовать Церкви.
Мы не называем СССР православным государством на том основании, что кое-где сохранилось небольшое количество церквей.
Так же говорить об изобилии в СССР на том основании, что вам привиделось изобилие в антисоветских по своей сути структурах - лукавство и цинизм.
Если еды не было в элементах централизованной распределительной сети - магазинах, представлявших собой завоевание социализма, и была на рынках, функционировавших на несоциалистических принципах, то это и говорит о том, что советская система провалилась.
Точно так же как если вы строили самолет, а он не взлетел, зато на отличной скорости гоняет по земле, значит вы не умеете строить самолеты.
С фактической стороны тоже, конечно, совершенная неправда. Когда я ходил в детстве из школы на Площади Ильича домой у нас на пути лежал Рогожский колхозный рынок. Мы довольно часто с бабушкой туда заходили, в основном, чтобы купить что-то в булочной.



Так вот, этот рынок выглядел совершенно ободрано. Да, в нем было чуть больше, чем в магазине, но не намного - и мясо в основном обрезки на кости, колбас вообще не помню - может и были, но какие-то совсем незаметные (какая-то приличная колбаса у нас рядом появилась только тогда, когда году в 1987 открылся кооперативный не горбачевской, а обычной потребкооперации колбасный магазин с чудовищными очередями) и рыбы нормальной на этом рынке не было, и овощей-фруктов очень бедно и даже соленья выглядели нищенски - чуть огурчиков, чуть капустки, чуть черемши, чуть чесночку. Всё.
Сейчас я захожу на тот же рынок и глаза более-менее разбегаются. То есть можно и лучше (наш обнинский экобазар гораздо лучше - а в советские времена обнинцы такой вещи как колхозный рынок практически не знали - была пара дохлых рядов), но в целом очень круто.
Вообще главное моё впечатление от тогдашних советских магазинов в которых приходилось долго и мучительно скучать, пока бабушка стояла в очереди, это, конечно, схема разделки туши. Интересно, что результатов этой разделки я никогда не видел. Только схему.
Все эти споры довольно бессмысленны, так как люди убеждают не других, а самих себя. Но тем не менее. Любое "светское изобилие" на фотографиях - это изобилие консервов. Советский Союз был Империей Консервов. Они и в самом деле залеживались на полках, так как употреблять их содержимое чаще всего не было никакого желания. Мой личный антирейтинг в этом смысле возглавляет печень минтая.
И напомню еще раз, что я писал в очерке о русской и советской кухне:
"Советская кулинария плелась в хвосте у американского извода космополитической кухни, с тем лишь различием, что более низкая индустриальная база не давала возможности широко распространиться чудовищно антикулинарным американским порошково-полуфабрикатным изобретениям. До конца существования СССР в советской кухне было еще много слишком натурального, недостаточно консервированного и переработанного.
Именно эта не от хорошей жизни сохранявшаяся архаичность и служит, по большей части, основой для неосоветских ностальгических воспоминаний. Наша память просто вытесняет неприятные воспоминания – о вкусе дваждыумершей продукции "рыбного дня" учрежденческих и вузовских столовых или о консистенции некоего "рагу", от коего выворачивало в детском саду не одного меня. Эта безысходность подменяется памятью о "простой хорошей пище" – вареной картошечке с лучком, играющей крупинками соли вобле, безыскусности ряженки. То есть как раз о сформированных атмосферой искусственной бедности предельно убогих вариантах бытования остатков старой русской кухни".

https://tsargrad.tv/…/i-predstavljaet-rus-pripas-domashnij-…

Ну и еще важно понимать, что "доступ к еде" был результатом очень сложных статусных игр. Даже наличие денег само по себе ничего не гарантировало. Нужно было находиться рядом к снабженческим потокам. Скажем, пока моя бабушка работала в торговле, меня кормили икрой едва ли не каждый день, увы - я этого не помню, так как в 1977, когда мне было 2, она уже вышла на пенсию.
Но сама необходимость _доставать_ еду вне ситуации войны, в мирное и даже считающееся какими-то умниками сытым время, она унижала человека. Вкус этого унижения те, кто через него прошел, чувствуют до сих пор. Бедность, принесенная диким капитализмом, тоже унизительна, но все-таки унизительна иначе, бедность это такое вневременное состояние в человечестве. А вот ситуация, когда доктор наук или создатель боевого лазера бегают с высунутым языком, чтобы достать лишнюю бутылку шампанского - это унижение ни с чем не сравнить.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments