Кипит-шумит вечная блогерская баталия на тему "что ели в СССР".
Защитники Советского Строя прибегли к прекрасному аргументу: в СССР ЕДА была, но не в магазине, а на рынке. Да, в магазине не было, а на рынке всё было - не плачьте!
Особый цинизм этого ответа в том, что в СССР не должно было быть никаких рынков. Ни колхозных, ни кустарных, ни каких-то еще.
Рынок, как и деньги, был отрыжкой капитализма, пережитком НЭП-а, его не должно было существовать, как не должно было существовать Церкви.
Мы не называем СССР православным государством на том основании, что кое-где сохранилось небольшое количество церквей.
Так же говорить об изобилии в СССР на том основании, что вам привиделось изобилие в антисоветских по своей сути структурах - лукавство и цинизм.
Если еды не было в элементах централизованной распределительной сети - магазинах, представлявших собой завоевание социализма, и была на рынках, функционировавших на несоциалистических принципах, то это и говорит о том, что советская система провалилась.
Точно так же как если вы строили самолет, а он не взлетел, зато на отличной скорости гоняет по земле, значит вы не умеете строить самолеты.
С фактической стороны тоже, конечно, совершенная неправда. Когда я ходил в детстве из школы на Площади Ильича домой у нас на пути лежал Рогожский колхозный рынок. Мы довольно часто с бабушкой туда заходили, в основном, чтобы купить что-то в булочной.
Так вот, этот рынок выглядел совершенно ободрано. Да, в нем было чуть больше, чем в магазине, но не намного - и мясо в основном обрезки на кости, колбас вообще не помню - может и были, но какие-то совсем незаметные (какая-то приличная колбаса у нас рядом появилась только тогда, когда году в 1987 открылся кооперативный не горбачевской, а обычной потребкооперации колбасный магазин с чудовищными очередями) и рыбы нормальной на этом рынке не было, и овощей-фруктов очень бедно и даже соленья выглядели нищенски - чуть огурчиков, чуть капустки, чуть черемши, чуть чесночку. Всё.
Сейчас я захожу на тот же рынок и глаза более-менее разбегаются. То есть можно и лучше (наш обнинский экобазар гораздо лучше - а в советские времена обнинцы такой вещи как колхозный рынок практически не знали - была пара дохлых рядов), но в целом очень круто.
Вообще главное моё впечатление от тогдашних советских магазинов в которых приходилось долго и мучительно скучать, пока бабушка стояла в очереди, это, конечно, схема разделки туши. Интересно, что результатов этой разделки я никогда не видел. Только схему.
Все эти споры довольно бессмысленны, так как люди убеждают не других, а самих себя. Но тем не менее. Любое "светское изобилие" на фотографиях - это изобилие консервов. Советский Союз был Империей Консервов. Они и в самом деле залеживались на полках, так как употреблять их содержимое чаще всего не было никакого желания. Мой личный антирейтинг в этом смысле возглавляет печень минтая.
И напомню еще раз, что я писал в очерке о русской и советской кухне:
"Советская кулинария плелась в хвосте у американского извода космополитической кухни, с тем лишь различием, что более низкая индустриальная база не давала возможности широко распространиться чудовищно антикулинарным американским порошково-полуфабрикатным изобретениям. До конца существования СССР в советской кухне было еще много слишком натурального, недостаточно консервированного и переработанного.
Именно эта не от хорошей жизни сохранявшаяся архаичность и служит, по большей части, основой для неосоветских ностальгических воспоминаний. Наша память просто вытесняет неприятные воспоминания – о вкусе дваждыумершей продукции "рыбного дня" учрежденческих и вузовских столовых или о консистенции некоего "рагу", от коего выворачивало в детском саду не одного меня. Эта безысходность подменяется памятью о "простой хорошей пище" – вареной картошечке с лучком, играющей крупинками соли вобле, безыскусности ряженки. То есть как раз о сформированных атмосферой искусственной бедности предельно убогих вариантах бытования остатков старой русской кухни".
https://tsargrad.tv/…/i-predstavljaet-rus-pripas-domashnij-…
Ну и еще важно понимать, что "доступ к еде" был результатом очень сложных статусных игр. Даже наличие денег само по себе ничего не гарантировало. Нужно было находиться рядом к снабженческим потокам. Скажем, пока моя бабушка работала в торговле, меня кормили икрой едва ли не каждый день, увы - я этого не помню, так как в 1977, когда мне было 2, она уже вышла на пенсию.
Но сама необходимость _доставать_ еду вне ситуации войны, в мирное и даже считающееся какими-то умниками сытым время, она унижала человека. Вкус этого унижения те, кто через него прошел, чувствуют до сих пор. Бедность, принесенная диким капитализмом, тоже унизительна, но все-таки унизительна иначе, бедность это такое вневременное состояние в человечестве. А вот ситуация, когда доктор наук или создатель боевого лазера бегают с высунутым языком, чтобы достать лишнюю бутылку шампанского - это унижение ни с чем не сравнить.